Изменение порядка налогообложения операций по вывозу сои за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта, предусмотренная с 1 сентября 2018 года, содержит существенные риски.
Практическая реализация этих изменений приведет к нежелательным последствиям для всех участников данного рынка, отметил заведующий отделом финансово-кредитной и налоговой политики Национального научного центра «Институт аграрной экономики», к.э.н. Леонид Тулуш, комментируя новации относительно порядка налогообложения НДС экспортных поставок сои, предусмотренные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» №2245 от 07.12.2017.
Речь идет о переходе из режима налогообложения по нулевой ставке на режим освобождения от налогообложения – согласно отечественной практике 2011-2016 годов, которая применялась к экспортным поставкам зерновых и технических культур, пояснил ученый.
Основными бенефициарами принятия этого решения являются собственники производственных мощностей по переработке масличных культур. Таким образом они пытаются достичь большего уровня загруженности собственных производственных мощностей и повысить уровень маржинальности своей деятельности, которая в 2017 году существенно снизилась в результате острой конкуренции за сырье, отметил эксперт.
По его словам, преимуществами этих новаций могут также воспользоваться производители животноводческой продукции, поскольку стоимость кормов в условиях увеличения объемов переработки сои в Украине может снизиться, отметил эксперт.
Однако, принятые законом №2245 новации одновременно несут существенные риски для развития масличной отрасли. Их практическая реализация может привести к определенным потерям, в том числе и для самих переработчиков – инициаторов данных изменений, отметил Леонид Тулуш.
Прежде всего, товаропроизводители могут существенно снизить площади под соей. Ведь для ее выращивания в Украине были созданы «тепличные условия»: в 2011-2016 годах она была единственной культурой, при экспорте которой осуществлялось возмещение НДС независимо от статуса экспортера. При этом на нее распространялось также действие режима НДС-аккумуляции, что формировало двойную выгоду для товаропроизводителей. Как следствие, объемы производства сои существенно выросли – с 1,0 млн т в 2009 году до 4,3 млн т в 2016 году.
В случае переориентации товаропроизводителей на другие культуры, кроме масличных, загрузка перерабатывающих мощностей так и останется на уровне двух третей, считает эксперт.
Наибольшие же риски, по его мнению, связаны с изменением предмета поставок на соответствующие региональные рынки. Ведь до сих пор Украина поставляла необработанную продукцию на рынки стран Ближнего Востока фактически без применения ввозной пошлины. Если произойдет изменение предмета поставок с соевых бобов на продукт их переработки – масло или шрот, можно с высокой вероятностью прогнозировать потерю этих рынков.
Соответственно, в конце осени вполне возможен обвал цен на сою на внутреннем рынке вследствие резкого снижения объемов экспорта продуктов ее переработки, значительные репутационные потери компаний из Украины как надежных экспортеров и «экстренное» возвращение к обычному режиму налогообложения НДС экспортных поставок сои под давлением протестных акций товаропроизводителей, прогнозирует эксперт.
Избежать этих проблем можно, отсрочив вступление в силу соответствующей нормой пункта 63 подраздела 2 раздела ХХ Налогового кодекса Украины относительно изменения режима налогообложения НДС экспортных поставок сои минимум на год, как это в декабре 2017 года поступили с рапсом, отметил Леонид Тулуш.
Проблему повышения уровня загруженности производственных мощностей по переработке семян (бобов) масличных культур следует решать более взвешенно – с учетом всех возможных экономических последствий. Обеспечение увеличения объемов переработки производимой в Украине сои относится к стратегическим вопросам, и его невозможно решить в течение одного года.
Заинтересованным сторонам следует рассмотреть все возможные варианты решения данного вопроса, в том числе и путем введения мер финансового стимулирования поставок сои на перерабатывающие предприятия и загрузки имеющихся перерабатывающих мощностей масложировой отрасли за счет импортного сырья, подытожил Леонид Тулуш.
agropravda.com
agrinews.com.ua