Ровно в 24.00 27 сентября вступил в силу Закон Украины № 1636 от 12.08.14 г. «О создании свободной экономической зоны Крыма и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» и проводка груза из Украины на полуостров стала невозможной.
Особой пикантности произошедшему добавило то, что разгар событий пришелся на субботу и «разруливать» ситуацию чиновники соглашались лишь, начиная с понедельника. Председатель Херсонской облгосадминистрации Андрей Путилов лишь сообщил, что связался с милицией, пограничниками и таможней на предмет увеличения количества людей, которые будут оформлять грузы. Как пояснил заместитель председателя Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко, теперь грузоотправители должны обратиться в региональные таможенные органы для аккредитации в качестве субъекта ВЭД, сформировать соответствующий пакет документов для предоставления в Херсонскую таможню.
На словах все выглядит очень просто. На деле, как рассказал БИЗНЕСу дистрибутор одной из крымских продовольственных компаний, «в понедельник, 29 сентября, ситуация на таможне была очень простая: таможенное руководство (в частности, мы обращались в мелитопольское отделение) отвечает нашим поставщикам, желающим ввезти товар, что документ, который должен регулировать особенности таможенного оформления грузов, к ним еще не поступал. Посему, грузы в Крым они отказываются затамаживать в принципе. Если бы везли груз в РФ, то они знают и могут, а по Крыму - инструкций ещё нет. Ждите…». Пока что, как говорят в симферопольском ЧП «Платан» (специализируется на торговле строительно-отделочными материалами) понятно лишь то, что комплект документов, который требовался перевозчику ранее, нужен будет и теперь. Это копия договора купли-продажи заверенная мокрой печатью (регистрация покупателя должна быть крымская); ТТН; расходные накладные; сертификаты с мокрой печатью; документ об оплате грузу и, естественно, договор об оказании услуг на перевозку. Но, по словам предпринимателей, аккредитацию на таможне имеют не более 20% грузоотправителей. Объясняется этот феномен очень просто – все они работают на внутреннем украинском рынке, т.о. получать «статус» субъекта ВЭД никакой нужды им не было.
Перевозчики опасаются, что в результате нововведений «вкусное» крымское направление в значительной степени иссякнет. Дело в том, что стоимость грузоперевозок по Украине сейчас составляет 6-7 грн./км (при цене ДТ в 16 грн/л). А вот фрахт в Крым сейчас «тянет» на 10-12 грн./км, при учете того, что по пути на материк фуры «под завязку» заправляются соляркой по 11 грн./л (в пересчете с рубля). Правда, есть у предпринимателей надежда на то, что в связи с введением таможенного режима на админгранице с Крымом, стоимость фрахта в Крым сравняется с российским направлением ($1,5-2/км). Но, как сетуют они, «контрабас» закончился, к этому все и шло». Грузопоток на полуостров неминуемо снизится, при этом освободившиеся фуры начнут конкурировать за перевозки по Украине, еще больше сбив внутренние цены на эту услугу.
Михаил Дикаленко
business.ua
agrinews.com.ua