Экономический кризис поставил под сомнение целесообразность использования термина "Восточная Европа" - территория, сегодня носящая такой ярлык, объединяет государства, имеющие гораздо больше различного, чем общего.
"Восточной" эта часть Европы не может ни географически - в нее включают Чехию, находящуюся в центре европейского континента, но не Грецию, или Кипр, ни исторически - туда относят страны, находившиеся под каблуком Советской империи, как Украина, и те, которых коммунистическая угроза лишь слегка затронула, как Албанию. Какого-либо единства в экономиках этих стран также не наблюдается, пишет The Economist.
Но называть их "Восточная Европа" предполагает не только общую судьбу под тоталитарным правлением, но и множество бед, которые с ним связаны: беспокойную историю тогда, плохое государственное управление и экономическую нищету сейчас.
Экономический спад в большинстве мировых государств показал, что такой путь ведет к заблуждению. Наиболее пострадавшей от кризиса страной Европы оказалась Исландия, а прогноз наибольшего дефицита госбюджета аналитики делают не для стран экс-коммунистического "Востока", а для Великобритании и Греции (новое правительство в Афинах пытается справиться с бюджетным дефицитом в 12,7% ВВП, который может дорасти до 14,5%).
Ни одна из "восточноевропейских стран", присоединившихся к ЕС не находится в столь плачевном положении. Уровень жизни Словении и Чехии уже перерос уровень жизни в Португалии, которая, впрочем, считалась самой "бедной" страной "западного" лагеря. Некоторые экс-коммунистические страны сегодня имеют лучший кредиьтный рейтинг, чем старые ы ЕС. Словения и Словакия присоединились к зоне евро в то время, как Швеция, Дания и Великобритания - нет. Эстония - одна из наименее коррумпированных стран Европы, в отличие от одного из основателей Евросоюза - Италии.
Для разделения государств, объединяемых термином "Восточной Европы" подойдут три подкатегории.
Первая - автократические "станы" Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Их с натяжкой считают Европой, хотя часть Казахстана размером с Великобританию географически находится в Европе. Казахстан также в этом году председательствует в ОБСЕ. Но пока ни один из -станов не стал ом Совета Европы. Эти государства также отличаются экономически, но у всех имеются туманные перспективы войти в ЕС при жизни читателей этой статьи. Кстати, это создает вторую подкатегорию - потенциальные ы Евросоюза. В нее входят как решенные кандидаты, как Хорватия, так и мелкие балканские государства, как Македония. Имеются проблемы по вступлению Турции, Украины, и еще четырех экс-советских стран: Грузии, Молдовы, Армении и Азербайджана (который, впрочем, когда-нибудь имеет шансы въехать в ЕС "на хвосте" Турции).
Третья, и самая замысловатая подкатегория - десять стран, присоединившихся к ЕВ в периоды большого расширения в 2004 и 2007 г. Это очень разные государства, начиная от очень европейской Эстонии до Румынии и Болгарии, четко ассоциирующимися с коррупцией и организованной преступностью. Восемь из них (кроме Румынии и Болгарии) присоединились к Шенгенской зоне. Большинство (кроме большого исключения - Польши) получили возможность безвизового путешествия в США. Все (в отличие от ов ЕС - Австрии, Кипра, Ирландии и Мальты) состят в НАТО.
Некоторые проблемы восточноевропейских стран остаются неизменными: это и упущенные возможности в коммунистические годы, и практическое исключение из высших постов в международных организациях.
Четыре страны - Польша и три прибалтийских государства - очень волнуются о российском ревизионизме. Венгрия, Чехия и Словакия обеспокоены этим также, но больше все-таки об энергетической и экономической безопасности, чем о реальной военной угрозе. Но уже в Югославии такие опасения кажутся параноидальными.
Новых и будущих ов ЕС преследует проблема недостатка капитала. Всем необходимы определенные средства для модернизации своей экономики к стандартам остальной части континента.
Но все же поляки, чехи, эстонцы и многие другие надеются, что они снимут ярнык "новый ЕС" скорее, с тем чтобы их можно было судить по их достоинствам, а не с оглядкой на их прошлое.
Страна | Индекс коррумпированности |
ВВП на душу населения, тыс. долларов |
Баланс бюджета, % от ВВП |
Исландия | 8 | 35,150 |
-8,6 |
Германия | 14 |
34,190 | -6,0 |
Франция | 24 | 34,500 | -9,2 |
Эстония |
27 | 17,870 | -3,0 |
Словения |
27 | 28,070 | -5,3 |
Португалия |
35 | 22,230 | -7,0 |
Венгрия |
46 | 18,940 | -3,9 |
Польша |
49 | 18,680 | -3,8 |
Чехия |
52 | 25,400 | -5,3 |
Словакия |
56 | 21,420 | -5,3 |
Италия |
63 | 30,510 | -5,0 |
Болгария |
71 | 12,340 | 0,3 |
Греция |
71 | 30,400 | -13,4 |
Инф. delo
agrinews.com.ua