Ярлык «Восточная Европа» безнадежно устарел

15 янв, 09:00

Экономический кризис поставил под сомнение целесообразность использования термина "Восточная Европа" - территория, сегодня носящая такой ярлык, объединяет государства, имеющие гораздо больше различного, чем общего.

"Восточной" эта часть Европы не может ни географически - в нее включают Чехию, находящуюся в центре европейского континента, но не Грецию, или Кипр, ни исторически - туда относят страны, находившиеся под каблуком Советской империи, как Украина, и те, которых коммунистическая угроза лишь слегка затронула, как Албанию. Какого-либо единства в экономиках этих стран также не наблюдается, пишет The Economist.

Но называть их "Восточная Европа" предполагает не только общую судьбу под тоталитарным правлением, но и множество бед, которые с ним связаны: беспокойную историю тогда, плохое государственное управление и экономическую нищету сейчас.

Экономический спад в большинстве мировых государств показал, что такой путь ведет к заблуждению. Наиболее пострадавшей от кризиса страной Европы оказалась Исландия, а прогноз наибольшего дефицита госбюджета аналитики делают не для стран экс-коммунистического "Востока", а для Великобритании и Греции (новое правительство в Афинах пытается справиться с бюджетным дефицитом в 12,7% ВВП, который может дорасти до 14,5%).

Ни одна из "восточноевропейских стран", присоединившихся к ЕС не находится в столь плачевном положении. Уровень жизни Словении и Чехии уже перерос уровень жизни в Португалии, которая, впрочем, считалась самой "бедной" страной "западного" лагеря. Некоторые экс-коммунистические страны сегодня имеют лучший кредиьтный рейтинг, чем старые ы ЕС. Словения и Словакия присоединились к зоне евро в то время, как Швеция, Дания и Великобритания - нет. Эстония - одна из наименее коррумпированных стран Европы, в отличие от одного из основателей Евросоюза - Италии.

Для разделения государств, объединяемых термином "Восточной Европы" подойдут три подкатегории.

Первая - автократические "станы" Средней Азии: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Их с натяжкой считают Европой, хотя часть Казахстана размером с Великобританию географически находится в Европе. Казахстан также в этом году председательствует в ОБСЕ. Но пока ни один из -станов не стал ом Совета Европы. Эти государства также отличаются экономически, но у всех имеются туманные перспективы войти в ЕС при жизни читателей этой статьи. Кстати, это создает вторую подкатегорию - потенциальные ы Евросоюза. В нее входят как решенные кандидаты, как Хорватия, так и мелкие балканские государства, как Македония. Имеются проблемы по вступлению Турции, Украины, и еще четырех экс-советских стран: Грузии, Молдовы, Армении и Азербайджана (который, впрочем, когда-нибудь имеет шансы въехать в ЕС "на хвосте" Турции).

Третья, и самая замысловатая подкатегория - десять стран, присоединившихся к ЕВ в периоды большого расширения в 2004 и 2007 г. Это очень разные государства, начиная от очень европейской Эстонии до Румынии и Болгарии, четко ассоциирующимися с коррупцией и организованной преступностью. Восемь из них (кроме Румынии и Болгарии) присоединились к Шенгенской зоне. Большинство (кроме большого исключения - Польши) получили возможность безвизового путешествия в США. Все (в отличие от ов ЕС - Австрии, Кипра, Ирландии и Мальты) состят в НАТО.

Некоторые проблемы восточноевропейских стран остаются неизменными: это и упущенные возможности в коммунистические годы, и практическое исключение из высших постов в международных организациях.
Четыре страны - Польша и три прибалтийских государства - очень волнуются о российском ревизионизме. Венгрия, Чехия и Словакия обеспокоены этим также, но больше все-таки об энергетической и экономической безопасности, чем о реальной военной угрозе. Но уже в Югославии такие опасения кажутся параноидальными.

Новых и будущих ов ЕС преследует проблема недостатка капитала. Всем необходимы определенные средства для модернизации своей экономики к стандартам остальной части континента.

Но все же поляки, чехи, эстонцы и многие другие надеются, что они снимут ярнык "новый ЕС" скорее, с тем чтобы их можно было судить по их достоинствам, а не с оглядкой на их прошлое.

Страна Индекс коррумпированности
ВВП на душу населения, тыс. долларов
Баланс бюджета, % от ВВП

Исландия 8 35,150
-8,6
Германия 14
34,190 -6,0
Франция 24 34,500 -9,2
Эстония
27 17,870 -3,0
Словения
27 28,070 -5,3
Португалия
35 22,230 -7,0
Венгрия
46 18,940 -3,9
Польша
49 18,680 -3,8
Чехия
52 25,400 -5,3
Словакия
56 21,420 -5,3
Италия
63 30,510 -5,0
Болгария
71 12,340 0,3
Греция
71 30,400 -13,4

Инф. delo


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/206512.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM