В Восточной Европе прослеживаются две тенденции: усиление авторитаризма и изменения на газовом рынке, однако именно газ может стать ключом к демократизации Восточной Европы.
Если переключать телевизионные каналы Восточной Европы и на мгновение закрыть глаза, то за мерцанием экранов в потоке новостей можно разглядеть две важнейшие тенденции. Они на первый взгляд не имеют друг с другом ничего общего. И в то же время в ближайшие годы могут самым решительным образом изменить расстановку сил в регионе между Карелией, Карпатами и Кавказом, пишет немецкая газета Die Welt.
Первая тенденция: происходит откат от ценностей демократии и правового государства, в том числе и рыночной экономики, нуждающейся в правовой защищенности. Аналитик из Варшавы написал в эти дни, что отношения Польши с восточным соседом находятся на самом низком уровне с девяностых годов. Это в общем и целом справедливо и для всего Евросоюза. Отношения с восточными соседями непростые, потому что внутреннее развитие этих стран — с западной точки зрения — дает мало поводов для оптимизма.
Беларусь — самый тяжелый случай. Там в воскресенье "выбирали" парламент — тот еще фарс. Репутация Александра Лукашенко за рубежом испорчена окончательно, теперь ему уже нечего стесняться: диктатор без зазрения совести появляется на избирательном участке с сыном Колей. На этого карапуза, как и на его старшего брата Виктора, в один прекрасный день могут быть возложены важнейшие государственные функции.
Оставим в стороне вопрос персоналий: режим в Беларуси остается загадочным. Почему Лукашенко жестко обрубил курс перемен и осторожного сближения с Европой? Что это было — заносчивость, страх или, может, долгосрочная стратегия? Сегодня режим практикует жесткие репрессии внутри страны с сохранением свободы передвижения. Несмотря на драматическое обесценивание белорусского рубля с 2010 года, страна смогла достигнуть минимальной стабилизации.
Украина важнее, нежели Беларусь. Там еще не все потеряно. Однако президент Янукович покончил с достойной практикой своих предшественников оставлять на свободе проигравших на выборах. Ведущие оппозиционные политики находятся за решеткой. 28 октября украинцы в присутствии тысяч международных наблюдателей выбирают новый парламент. От того, насколько честно будет проходить предвыборная кампания и сами выборы, во многом зависит оценка, которая будет дана Украине международным сообществом.
Вторая тенденция ведет в другом направлении. Набирает ход революция на газовом рынке. Она уже сегодня оказывает значительное влияние на расстановку сил в регионе. Для Восточной Европы, зависимой от поставок российского газа, справедливо утверждение: "it's the energy, stupid".
В этой области, как можно было почувствовать на ежегодном ялтинском е, было сделано удивительно много. Украина, важнейший клиент "Газпрома", в текущем году на 39 процентов сократила потребление российского газа. Она стремится в 2013 году достичь планки в 50 процентов и желает платить России меньшую цену за голубое топливо. Авторитарный глава государства приглашает западные концерны в страну для разработки месторождений сланцевого газа.
Так экономически-техническая революция, как это часто бывает в истории, может привести к политическим последствиям. Добыча сланцевого газа на Украине и в Польше и увеличение на рынке объемов сжиженного газа, который будут поставлять в Европу танкерами, изменит структуры поставок, цены и политические зависимости.
Если представить эти две линии в будущем, можно получить несколько авторитарных государств, которые, однако, обладают энергетической независимостью — в отличие от того, что было раньше. Их независимость крепнет, а поле для маневра становится все больше. Желание оторваться от России и необходимость модернизации могут заставить их открыться европейским ценностям. Говоря по-марксистски, базиз меняет надстройку. Перемены, обусловленные торговлей газом? Кто бы мог подумать!
По материалам: Deutsche Welle
Инф. delo
agrinews.com.ua