• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Украино-российские отношения: обострение газового вопроса
    Опубликовано: 2011-12-29 12:00:57

    Вчера Турция разрешила Газпрому строить Южный поток в обход Украины. Путин заявил, что на понимание Киева. Но, судя по всему, его надежды напрасны.

    Накануне премьер-министр России Владимир Путин сообщил, что Турция выдала окончательное разрешение на строительство газопровода в обход Украины. Российский премьер поблагодарил Турцию за решение выдать окончательное разрешение на строительство в особой экономической зоне Турции газопровода Южный поток.

    В Газпроме пояснили, что в ходе переговоров турецкая сторона официально передала ноту МИД Турции по проекту Южный поток. "Разрешение на строительство, полученное от Турции, - самое серьезное подтверждение, что проект будет построен строго с графиком - а именно - до конца 2015 года. Хотел бы поздравить всех участников проекта Южный поток и наших партнеров с получением разрешения на строительства. Это хороший подарок к Новому году", - отметил глава Газпрома Алексей Миллер.

    В свою очередь, глава российского правительства рассчитывает на положительную реакцию Украины на решение Турции разрешить прокладку газопровода Южный поток по дну Черного моря в своей экономической зоне. "Думаю, он (Киев, - ред.) отнесется к этому позитивно", - сказал Путин, отвечая на вопрос, как отнесется Украина к решению Турции.

    Впрочем, на позитивную реакцию украинской стороны рассчитывать вряд ли стоит. Во-первых, украинские власти уже неоднократно заявляли, что этот проект им очень несимпатичен. Так, ранее президент Украины Виктор Янукович уже озвучил тревогу по поводу обходных газовых маршрутов вокруг Украины. По мнению президента, они несут угрозу национальным экономическим интересам страны. Гарант даже предложил проложить Южный поток из России в Европу не по дну Черного моря, а немного севернее - через территорию Украины.

    В свою очередь, глава администрации президента Сер Левочкин подсчитал, что украинская ГТС станет убыточной в случае ежегодной прокачки российского газа в Европу на уровне менее 60 млрд.куб.м. По его данным, в 2010 году украинская ГТС прокачала в европейском направлении 95,4 млрд.куб.м. российского газа - две трети экспорта Газпрома в дальнее зарубежье. На транзите этого объема чистая прибыль Нефтегаза составила $1,3 млрд.

    Во-вторых, многие эксперты в один голос утверждают, что если Россия запустит газопровод по дну Черного моря, то украинская ГТС может потерять свою значимость.

    Вместе с тем, позиция руководства Газпрома относительно дальнейшего влияния Южного потока на транзитную судьбу Украины выглядит весьма туманной.

    На этой неделе Миллер заявлял, что "Южный поток всегда был привязан к Украине". При этом сообщалось также, что глава газовой корпорации не исключает, что если удастся договориться о контроле над украинской ГТС, то от Южного потока Россия вообще может отказаться.

    При этом, по словам его заместителя Александра Медведева, ГТС не ГТС, от Южного потока никто не откажется, потому как Европа испытывает острый дефицит поставок газа (в среднем - 15–20 млрд. куб.м.), и его нужно как-то перекрывать. Характерно, что эксперты сейчас не наблюдают на европейском рынке вообще никакого дефицита. Впрочем, с учетом того количества партнеров, которое российская сторона привлекла для реализации данного проекта, нежелание представителей Газпрома отказываться от Южного потока вполне объяснимо.

    Однако, Миллер своей позиции не меняет. Отвечая на вопрос, изменилось ли что-то в плане вышеупомянутой привязки проекта Южный поток к Украине, после достигнутых договоренностей с Турцией, он сказал: "Да, "Южный поток" всегда был привязан к Украине, а после получения разрешения на строительство он привязан еще сильнее". По его словам, до получения разрешения на строительство от Турции Украина могла рассчитывать на то, что проект не состоится, но теперь никаких ограничений на его реализацию нет. Таким образом, от того, сможет ли Украина предложить "Газпрому" интересные условия для сотрудничества, зависит будущий объем транзита газа через ее территорию.

    Под интересными условиями предполагается украинская газотранспортная система. Поэтому создание двустороннего консорциума, без участия ЕС, является главным требованием России по снижению цены на топливо. Пока Киев не согласился на это. Хотя вполне возможно, что уже вскоре ситуация кардинально поменяется.

    В течении последнего времени со стороны украинских чиновников заявления об игнорировании европейской стороной энергетических интересов Украины звучат слишком часто. Президент Янукович заявлял, что цель Киева - создание трехстороннего консорциума, однако пока нет никаких положительных результатов в этом вопросе, и виной тому - европейская сторона.

    Директор Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин полностью разделяет позицию президента. "Это не позиция украинского правительства - создавать двусторонний консорциум, это, во-первых, позиция российского правительства. А во-вторых, мы не видим особого интереса со стороны европейской стороны. Давайте уж начистоту, если с европейской стороны будут компании, которые фактически аффилированы с Газпромом, то реальный ли это трехсторонний консорциум? Или это с двух сторон две руки, только одна такая красивая в европейской перчатке, а другая - в российской", - говорит Волошин.

    Похожее мнение озвучили и в Нефтегазе. "Прозвучала откровенно конкретная фраза о том, что Южный поток будет существовать. Я вам скажу - это серьезневший звонок для Украины, если хотите - это прямая угроза ГТС Украины", - отметил зампредседателя правления НАК.

    При этом лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов уверен, что создание консорциума по управлению украинской ГТС откладывать нельзя, поскольку Европа игнорирует энергетические интересы Украины.

    Также стоит отметить, что, судя по всему, украинская сторона уже не рассчитывает на то, что переговоры о снижении цены на газ закончатся успехом. Об этом можно судить хотя бы по тому, что в госбюджет на 2012 год была заложена максимальная стоимость голубого топлива - $416 за тыс. кубометров.

    Более того, недавно Миллер заявил, что новые газовые контракты с Украиной подписывать никто не будет. Правда, при этом он отметил, что возможно подписание дополнительного соглашения, но это может произойти только после Нового года. "Я уже говорил, что новогодних подарков не будет. В любом случае речь идет не о действующих контрактах, дополнительное соглашение возможно", - сказал Миллер.

    Впрочем, руководство Украины не теряет оптимизма в газовом вопросе. "Россия должна знать: на колени нас поставить невозможно", - заявил ранее Николай Азаров, подчеркнув, что 2011 год был чрезвычайно тяжелым, но "мы выдержали". При этом глава правительства добавил, что сейчас переговоры по пересмотру цены на газ продолжаются, и они будут продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты нормальные результаты.

    Евгения МАЗУР

    ЛIГАБiзнесIнформ

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.