• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • К чему приведет внесение вагонов-зерновозов в список техники на госкомпенсацию
    Опубликовано: 2018-07-16 15:24:54

    5 июля Верховная Рада со второй попытки поддержала поправки депутата Олега Кришина № 155 и 166 о внесении вагонов-зерновозов в категорию сельхозтехники, при закупке которой агропроизводители получают компенсацию.
    Своими мыслями об этом законопроекте поделился Анатолий Гиршфельд, народный депутат, исполнительный директор Национального комитета по промышленному развитию в своей колонке на lb.ua
    . Приводим дословно.

    Чтобы понять мотив новеллы, необходимо «включить» логику консула Римской республики Кассия, который задавался вопросом: «Cui bono?». Аргументы сторонников вагонной новеллы под эгидой «как правильно потрать 945 млн грн из госбюджета» несколько противоречивы. Знакомство со стенограммой заседания показало, что у одних - «это поддержка нашего отечественного машиностроения», а другие говорят, что ключевая цель – «поддержать наших аграриев».

    Реалии реализации механизма компенсации
    Несмотря ни на что механизм компенсации полноценно стартовал со второй половины сентября 2017 г. За короткий срок до 1 декабря 2017 г. 1220 аграриев получили компенсацию за 2906 единиц техники и оборудования, приобретенные в рамках программы. За ноябрь было выплачено 52,6 млн грн компенсации. При таких объемах, если бы программа была запущена вовремя, сумма компенсации приблизилась бы к полумиллиарду гривен.


    2018 г. для аграриев начался на волне ожиданий увеличения компенсации с 20 до 25%, поскольку слухи об этом начались еще в конце 2017 г. Тем не менее, к маю возобновились тенденции к наращиванию объемов компенсации до 50 млн грн.

    В период с декабря 2017 по май 2018 г. банками суммарно было выплачено аграриям 113,3 млн грн компенсации.

    Ожидается, что до конца 2018 г. объемы будут расти ускоренными темпами, поскольку по результатам заседания Комиссия при Минэкономразвития, которое состоялось 22 июня 2018 г., в Перечне сегодня уже не 40, а 116 предприятий-производителей техники и оборудования, и не 792, а 7586 наименований товаров.

    Если принять во внимание указанные справочные цены за единицу продукции, то суммарная стоимость по всем номенклатурным позициям Перечня составляет 8 374,7 млн.грн. Если предположить, что аграрии купят всего лишь по 1 единице из действующего Перечня, сумма компенсации, на которую они будут претендовать, составит порядка 2 млрд грн!

    Чтобы активизировать покупателей, экспертами Национального комитета по промышленному развитию был разработан механизм частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования отечественного производства. Использование двух компенсаторов: процентов по кредитам и стоимости сельскохозяйственной техники позволит бОльшему кругу аграриев осуществить техническую модернизацию своих хозяйств и уменьшить себестоимость сельскохозяйственной продукции, а следовательно сделать ее более конкурентоспособной. Действие двух механизмов даст синергетический эффект: уменьшит зависимость от иностранных поставок техники и оборудования, сократит отрицательное сальдо платежного баланса, увеличит добавленную стоимость, количество и качество рабочих мест в сельскохозяйственном машиностроении и смежных отраслях, что будет способствовать росту поступлений в бюджеты разных уровней.

    Запуск механизма частичной компенсации процентов по кредитам на приобретение сельскохозтехники с прошлого года блокируют те, кому ближе «хмелеводство и ягодничество», а не машиностроение и мультипликативные экономические эффекты его развития.

    Агротехника украинского производителя «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНИ» во время демонстрацииФото: lozovamachinery.com Агротехника украинского производителя «ЛОЗОВСКИЕ МАШИНИ» во время демонстрации

    Ожидаемые последствия «новеллы»
    Вагоны-зерновозы в Украине сегодня производят несколько компаний. Лидеры – Крюковский вагоностроительный завод и Днепровагонмаш. Недавно на рынок зерновозов вышел криворожский Дизельный завод. На очереди – Панютинский вагоноремонтный завод, который, по словам и.о. Главы правления Укрзализныцы Евгения Кравцова, до конца года планирует начать выпуск вагонов – зерновозов.


    Cui bono? Вагоностроительные заводы в результате включения хопперов-зерновозов в перечень сельхозтехники, по сути, не получат никаких выгод: появление новых заказчиков в лице аграриев приведет к потере старых заказчиков – операторов железнодорожных перевозок. Поскольку предоставление компенсации только аграриям исказит конкуренцию на рынке перевозок и сделает операторов неконкурентоспособными.

    Cui bono? 1108 аграрных хозяйств в 2018 г. в основном приобретали грунтообрабатывающую и посевную технику и оборудование, расходуя на неё до 500 тыс. грн. Смогут ли они купить вагоны-зерновозы, цена за единицу которого приближается к 1,5 млн.грн (без НДС)? И нужен ли им вагон?

    Скорее это заинтересует гигантов, таких как «Кернел», «Нибулон» и прочих, которые решили приобрести вагоны для перевозки зерна после дерегуляции вагонной составляющей тарифа "Укрзализныци".

    Если принять во внимание, что рынок зерновозов (исходя из действующих максимальных производственных мощностей вагоностроителей) составляет порядка 2000 вагонов в год, то в случае включения вагонов в Перечень на компенсацию, предположим с 1 августа, до 1 декабря сумма реализации может составлять порядка 1,02 млр грн, а ожидаемая компенсация – 250 млн грн. В 2019 г. при объеме реализации до 3 млрд грн «аграрии»-гиганты будут претендовать на 750 млн грн компенсации, т.е. на половину от запланированной правительством суммы в размере около 1,5 млрд грн.

    Следовательно, в результате законодательного приравнивания вагонов-зерновозов к категории «сельхозтехника» для более, чем 120 производителей техники и оборудования для АПК и тысяч аграрных хозяйств компенсация будет предоставляться по остаточному принципу. Это дискредитирует один из первых некорупционных механизмов, который позволил нивелировать коррупционную составляющую и обеспечил прозрачный процесс распределения бюджетных средств.

    Исходя из этого, несложно сделать вывод Cui bono новелла с вагонами-зерновозами.

    Если принять во внимание реализацию амбициозных планов по доведению производства зерна до 100 млн т в год, что приведет к росту экспорта зерновых вдвое, следующими новациями в категории «сельхозтехика» могут стать речные баржи и портовая инфраструктура для хранения и перевалки зерна, а также океанские сухогрузы. Но с таким подходом аграрии, лишенные господдержки в части модернизации, не получат урожай в 100 млн т.

    agropravda.com

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.