• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Национальная безопасность в контексте домашнего мяса и молока
    Опубликовано: 2014-12-28 10:02:31

    Буквально за две недели до нового года аграрии и профильное министерство неожиданно вспомнили, что с 1 января 2015 г. в Украине должна вступить в действие норма Закона "О безопасности и качестве пищевых продуктов" #771/97, статья 35 которого запрещает продажу на продовольственных рынках сырого (необработанного) молока, творога и сыра домашнего изготовления, а также свиней, коров, овец, коз и прочих копытных, забитых в домашних условиях.

    Принятие в свое время упомянутого закона было призвано гармонизировать украинское законодательство с нормами ВТО и ЕС, где продукция домашнего, читай, кустарного производства на продуктовом рынке – однозначный моветон, а местами и нонсенс. Однако исполнение требования 35-й статьи было отложено – сначала до 2010-го, а потом и до 2015 г. За это время дворовые хозяйства должны были адаптироваться к новым рыночным реалиям, а государство - разработать и реализовать программу создания на селе коллективных боен и приемных пунктов молока. Последним как раз и надлежало обеспечить безопасность и качество традиционной продукции частных домохозяйств.

    Однако, как у нас это практически всегда и бывает, за прошедшие годы приближения приватного сектора отечественного животноводства к цивилизованным европейским нормам так и не случилось. Поэтому несколько дней назад Министерство аграрной политики и продовольствия словами замминистра В. Рутицкой заявило о подготовке предложения по отмене запрета на реализацию и обращение с 1 января 2015 г.  необработанного молока и сыра домашнего производства, а также туш парнокопытных и других копытных подворного забоя.

    Про необходимость как минимум отсрочки этого запрета заявила и Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины. По мнению членов ассоциации, необходимо принятие государственной программы развития сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, без которых в ассоциировавшейся с ЕС Украине исчезнут не только мясо и молоко с сельских подворий, но и само село.

    Разумеется, проблемой озаботились и сами законодатели. Так, 17 декабря депутат от фракции "Блок Петра Порошенко" Сергей Каплин зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, которым предложил отсрочить введение запрета на реализацию на продовольственных аграрных рынках мясной и молочной продукции домашнего изготовления, а также на дворовой убой домашних животных до 1 января 2017 г., а также обязать правительство в трехмесячный срок, наконец, разработать и утвердить государственную программу по созданию боен и пунктов приема молока, предусмотрев финансирование такой программы из госбюджета.

    Тем временем и аграриям, и министерству, и самим законодателям почти забылось, что с 20 сентября 2015 г. в Украине должен вступить в силу новый Закон "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов", в котором есть статья 36. Она, в частности, гласит: "Целые туши или части туш парнокопытных и других копытных животных, тушки домашней птицы, кролей и малых диких животных, рыба, мед, яйца, молоко необработанное, творог домашнего производства и продукты растительного происхождения могут продаваться на агропродовольственных рынках при условии подтверждения их пригодности результатами испытаний (исследований) аккредитованной лаборатории, которая находится на агропродовольственном рынке, государственным инспектором, который находится на этом же рынке".

    Таким образом, если с 1 января 2015 г. старый закон и запретит продавать молочную и мясную продукцию с домашних подворий, то уже с 20 сентября это разрешит делать новый закон. И здесь становится лишний раз понятно, что с нашими законами таки надо что-то делать, поскольку, если оставить все, как есть, то через 9 месяцев они начнут прямо противоречить друг другу.

    Правда, тут и помимо противоречий есть еще одна незадача. Как следует из текста нового закона, пригодность продукции домашнего производства к потреблению должна засвидетельствовать лаборатория. С одной стороны, эка невидаль – и сейчас на каждом продовольственном рынке, за исключением, разумеется, стихийных, имеется своя лаборатория, которая дает добро частникам на продажу домашнего молока, творога, мяса и еще множества продуктов – от ранних огурцов (чтобы в них не было нитратов) до поздних опят (чтобы среди них не попадались ложные). Но, с другой стороны, речь в законе идет об аккредитованной лаборатории, а что это такое – до конца не понятно. Если имеется ввиду аккредитация при дирекции рынка, то тогда никаких проблем, если же аккредитовать лабораторию должна Госветфитослужба Украины или, того более, контрольный орган ЕС, то норма нового закона снова-таки потребует отсрочки минимум на пару-тройку лет и бюджетных ассигнований.

    Также давайте вспомним, с какими дискуссиями и боями в Украине проходила отмена сертификации качества зерна и услуг элеваторов. Один из основных аргументов в пользу отмены – сертификация порождает коррупцию. А ветеринарное освидетельствование, тем более на местных уровнях, не порождает коррупцию? Или в случае с продукцией частных крестьянских хозяйств это не аргумент? К сожалению, даже профильные ассоциации об этом молчат. 

    В итоге, пока получается как в том анекдоте: запретить торговлю продукцией индивидуального животноводства в Украине вроде как и нельзя, но что-то с этим делать уже надо.

    Ярослав Левицкий, Информационная компания "ПроАгро"

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.