Обзор изменений в земельном законодательстве, которые состоялись в августе 2014 года.
Законодательные и нормативные изменения:
23 августа 2014 вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам оценочной деятельности» от 29 мая 2014 № 1284-VII.
Закон стал одним из важных шагов на пути ликвидации введенной в 2013 году коррупционной схемы т.н. «Оценки для целей налогообложения», благодаря которой ограниченный круг оценщиков смог монопольно предоставлять услуги по оценке имущества при его отчуждении.
Этим Законом Украины внесены изменения в Закон Украины «О Фонде государственного имущества Украины» и в «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации относительно реализации положений Государственной программы приватизации на 2012-2014 годы», которыми устранена законодательная база для осуществления «налоговой оценки» по специальным правилам.
Отныне законодательство предусматривает, что оценка объектов приватизации, а также оценка другого имущества, имущественных прав, в том числе нормативная денежная оценка, осуществляется в соответствии с законодательством по вопросам оценочной деятельности.
Обращаем внимание, что определение стоимости земельных участков и прав на них осуществляется по экспертной денежной оценке земельных участков, которая проводится в соответствии с Законом Украины «Об оценке земель».
Акты органов исполнительной власти в сфере земельных отношений:
29 августа 2014 вступил в силу приказ Министерства юстиции Украины от 11.08.2014 № 1321/5 «О восстановлении доступа к некоторым реестрам информационной системы Министерства юстиции Украины».
Приказом, в связи с завершением боевой операции по освобождению отдельных городов Восточной Украины в рамках проведения антитеррористической операции, восстановлено нотариальные действия и государственная регистрации прав и их обременений, а также доступ пользователей в Единый государственный реестр юридических и физических лиц — предпринимателей на территории Попаснянского района, городов Северодонецк, Рубежное и Лисичанск Луганской области.
21 августа 2014 принят приказ Госземагентства Украины № 281 «О создании рабочей группы по вопросам выработки стратегических направлений для внедрения системы внутреннего контроля в Государственном агентстве земельных ресурсов Украины».
Приказом создана рабочая группа по вопросам выработки стратегических направлений для внедрения системы внутреннего контроля в Государственном агентстве земельных ресурсов Украины, в которую включено 21 работник ведомства. Рабочей группе в десятидневный срок с даты издания приказа поручено провести инвентаризацию задач и функций, выполнение которых законодательно закреплено за Госземагентством Украины, а также к 31.10.2014 определить в каждом структурном подразделении Госземагентства Украины риски, влияющие на достижение цели и стратегических целей деятельности Госземагентства Украины, осуществить их оценку, определить способы реагирования на них и разработать соответствующие меры контроля с целью минимизации их влияния.
Представители общественных и профессиональных организаций к участию в рабочей группе Госземагентством Украине не привлекаются.
20 августа 2014 зарегистрирован приказ Министерства юстиции Украины от 15.08.2014 № 1354/5 «О временных мерах по предоставлению услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей».
Приказом установлено, что заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное в пределах территорий Луганской и Донецкой областей, могут подаваться как к любому органу государственной регистрации прав на территории области, в пределах которой расположено недвижимое имущество, так и в органы государственной регистрации прав Харьковской, Полтавской, Днепропетровской, Запорожской, Житомирской, Сумской и Черниговской областей.
Принятый приказ позволит к освобождению отдельных городов и районов Восточной Украины в рамках антитеррористической операции обеспечивать защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц по вопросам регистрации прав на недвижимое имущество.
Принят приказ Госземагентства Украины от 27.08.2014 № 282 «О проведении служебного расследования».
Приказом создана комиссия по проведению служебного расследования относительно деятельности начальника Главного управления Госземагентства в Киевской области Ищука Николая Васильевича.
Отметим, что Николай Ищук возглавил Главное управление Госземагентства в Киевской области 30 апреля 2014. По первому образованию он врач (окончил Львовский государственный медицинский университет им. Данила Галицкого), хотя в дальнейшем получил квалификацию юриста и специалиста по землеустройству и кадастру. Работал в военном институте при НУ «Львовская политехника», специалистом Главного управления земельных ресурсов в Закарпатской области, директором ЧП «Вихрь», инженером в Львовском региональном филиале ГП «Центр государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам», главным специалистом Управления земельных ресурсов в г. Львове, заместителем начальника Главного управления земельных ресурсов во Львовской области.
Принят приказ Госземагентства Украины от 27.08.2014 № 283 «О проведении служебного расследования».
Приказом создана комиссия по проведению служебного расследования в отношении заместителя начальника Главного управления Госземагентства в Тернопольской области Луцика Игоря Олеговича.
Игорь Луцик работает на должности заместитель начальника Главного управления Госземагентства в Тернопольской области с июля 2014 года. Первое образование — «Педагогика и методология среднего образования. Трудовое обучение» (Тернопольский государственный педагогический университет им. В. Гнатюка), хотя в дальнейшем получил квалификацию юриста и магистра государственной службы. С 2003 года работал в Тернопольском городском совете в отделе земельных ресурсов.
19 августа 2014 вступил в силу совместный приказ Министерства юстиции Украины и Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 05.08.2014 № 1283/5/291 «Об утверждении Изменений к приказу Министерства юстиции Украины, Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 03 декабря 2012 № 1779/5/748»
Этот приказ носит технический характер. Им изменено Регламент предоставления информации о зарегистрированных земельных участках органа государственной регистрации прав и о зарегистрированных правах на земельные участки органа, который осуществляет ведение Государственного земельного кадастра, а также определена новая структура данных информационного файла на зарегистрированных земельных участках и файла о зарегистрированных вещных правах на земельные участки.
Отметим, что несовершенство процедур информационного обмена органов, осуществляющих ведение Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав на недвижимое имущество и их обременений, часто не только создает проблемы для потребителей соответствующих административных услуг, но и становится причиной возникновения мошенничеств с недвижимым имуществом (например, т.н. «двойная аренда» земельных участков).
К сожалению, принят приказ все еще не решает проблему межведомственного обмена информацией о правах на земельные участки, которые были зарегистрированы до 01 января 2013 в Государственном реестре земель.
13 августа 2014 принято Постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество» за № 337.
Постановлением вносятся изменения в Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2013 № 868 «Об утверждении Порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, и Порядка предоставления информации из Государственного реестра прав на недвижимое имущество».
Постановлением исключена необходимость нотариального удостоверения подлинности подписи совладельцев многоквартирного дома на их согласии на достройку аттикового и мансардных этажей и присоединение мест общего пользования. Кроме того, не будут нуждаться в нотариальном удостоверения письменные заявления совладельцев о распределении долей в общей собственности на реконструированный объект недвижимого имущества и заявления о распределении долей в общей собственности на новый или реконструированный объект недвижимого имущества в связи с приобретением права общей собственности на такой объект.
Важным является усовершенствование процедуры проведения государственной регистрации права собственности с выдачей свидетельства на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенных на территории сельских советов и законченные строительством до 05 августа 1992 г., заинтересованным лицом может быть лицо, за которым закреплены лицевые счета в похозяйственных книгах соответствующих сельских советов.
Теперь, для проведения государственной регистрации прав с выдачей свидетельства на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенные на территории сельских советов и законченные строительством до 05 августа 1992, заявитель подает государственному регистратору прав:
• документ, подтверждающий возникновение, переход и прекращение вещных прав на земельный участок (при чем этим документом может также считаться решение сельского совета о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность или пользование;
• выписку из похозяйственной книги, которая предоставляется исполнительным органом сельского совета, сельским головой (в случае, когда исполнительный орган не создан) или соответствующем архивным учреждением;
• технический паспорт на объект недвижимого имущества (в случае, когда в выписке из похозяйственной книги отсутствуют сведения о технической характеристике объекта недвижимого имущества).
Кроме того, постановление предусматривает, что документы, представленные лицом, которая привлекала средства физических и юридических лиц (заказчиком строительства), после изготовления электронных копий путем сканирования и размещения в Государственном реестре прав, возвращаются такому лицу.
13 августа 2014 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «О реорганизации территориального органа Государственного агентства земельных ресурсов» от 06 августа 2014 № 305.
Кабинет Министров Украины реорганизовал управления Государственного агентства земельных ресурсов в Винницком районе путем разделения с образованием управления Государственного агентства земельных ресурсов в Винницком районе и управления Государственного агентства земельных ресурсов в г. Виннице.
Такой подход вполне оправдан, поскольку специфика работы органов земельных ресурсов в крупных городах и сельских районах существенно различается. Отметим также, что городской голова Винницы Владимир Гройсман в феврале 2014 был назначен вице-премьер-министром Украины.
05 августа 2014 вступил в силу приказ Министерства юстиции Украины «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Украины от 17 апреля 2012 № 595/5» от 22.07.2014 № 1184/5.
Приказом вносятся изменения в приказ Министерства юстиции Украины от 17 апреля 2012 № 595/5 «Об упорядочении отношений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их обременений» и с Требованиями к заполнению заявлений (запросов) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденные приказом Министерства юстиции Украины от 17 апреля 2012 № 595/5 «Об упорядочении отношений, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их обременений».
Приказом установлено, что заявления (запросы) в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений могут подаваться путем их формирования органом государственной регистрации прав с помощью соответствующего программного обеспечения, совместимого с программным обеспечением Государственного реестра прав на недвижимое имущество. Кроме того, заявитель должен проверять внесенные заявлению (запросу) сведения и удостоверять их правильность своей подписью.
01 августа 2014 вступило в силу Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины» от 09 июля 2014 № 294.
Постановлением утверждено Положение о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины. Основными задачами Госархстройинспекции является реализация государственной политики по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля и надзора, а именно:
• внесение на рассмотрение Вице-премьер-министра Украины — Министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства предложений по обеспечению формирования государственной политики по вопросам, относящимся к сфере деятельности Госархстройинспекции;
• осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением требований законодательства, строительных норм, государственных стандартов и правил;
• выполнения разрешительных и регистрационных функций в строительстве, лицензирование в определенных законодательством случаях.
Отметим, что именно Госархстройинспекция среди прочего:
• принимает в установленном порядке в эксплуатацию законченные строительством объекты (выдает соответствующие сертификаты, регистрирует декларации о готовности объекта к эксплуатации и возвращает такие декларации);
• регистрирует сообщения и декларации о начале выполнения подготовительных работ, сообщения и декларации о начале выполнения строительных работ и в определенных законодательством случаях возвращает такие декларации;
• в определенных законодательством случаях выдает разрешения на выполнение строительных работ, отказывает в выдаче таких разрешений, аннулирует разрешения на выполнение строительных работ и т.п.
Обобщение и практика судебных органов по земельным вопросам:
Постановление Высшего хозяйственного суда Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины» от 10.07.2014 № 6.
В связи с изменениями, которые произошли в законодательстве Украины, и с вопросами, которые возникают в судебной практике по применению хозяйственными судами норм материального и процессуального права, постановлением вносятся изменения и дополнения в некоторые постановления пленума Высшего хозяйственного суда Украины, касающихся земельных отношений.
В частности, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины отмечает, если в договоре аренды земли стороны определили, что арендатор обязан самостоятельно ежегодно индексировать размер арендной платы в соответствии с индексацией нормативной денежной оценки земель в соответствии с действующим законодательством, а он не выполнил или выполнил ненадлежащим образом свою обязанность по расчету размера арендной платы и это привело к возникновению задолженности, то с учетом требований части первой статьи 15, частей первой и второй статьи 21 Закона Украины «Об аренде земли», статьи 526 ГК Украины и статьи 193 ГК Украины такая задолженность подлежит взысканию с арендатора по иску арендодателя.
Кроме того, анализируя некоторые вопросы признания сделок (хозяйственных договоров) недействительными, Пленум Высшего хозяйственного суда Украины отметил, что отсутствие в договоре аренды земли хотя бы одного из существенных условий является основанием для признания его недействительным (часть вторая статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли»). При этом решая спор о признании договора аренды земли недействительным в связи с отсутствием в нем предусмотренной частью первой статьи 15 Закона существенного условия суд применять эту же норму в редакции, которая действовала на момент заключения договора, а не на момент его государственной регистрации.
agrinews.com.ua