На днях финансовая группа Raiffeisen Bank International официально объявила о продаже своей украинской «дочки» ПАО «Райффайзен Банк Аваль». Информацию подтвердил исполнительный директор группы Карл Севелда. Официально решение о продаже связано с внутренними финансовыми неурядицами австрийского «отца».
Сейчас собственные проблемы RBI (Raiffeisen Bank International) достаточно серьезны, чтобы решать еще и проблемы дочерних подразделений. В ЕС ужесточились требования к достаточности капитала европейских банков, (с 4,5% до 5,5% для банков ЕС с начала 2014 года), также необходимо вернуть 1,75 млрд. евро (или 2,7 миллиарда долл.) помощи, которую в период экономического кризиса предоставило правительство Австрии (январь 2009 г.). Прагматичные австрийцы тянули до последнего с увеличением капитала для повышения своего баланса, и не пожелали сокращать дивиденды своим акционерам. Потому решили, что им ни к чему лишняя головная боль, так как даже среднесрочных перспектив украинского финансового рынка пока не видно. К тому же, по сообщению председателя правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимира Лавренчука, у дочернего подразделения имеется значительный объем просроченных кредитов – сегодня банк ведет более 18 тысяч судебных процессов по невыплаченным кредитам.
Можно еще предположить, что в присоединении Украины к Евросоюзу европейские банкиры усматривают опасность для своих капиталов. В случае подписания соглашения с ЕС Украина мгновенно потеряет свой суверенитет. И в этой ситуации неизбежно возникнет непреодолимое противостояние украинской и российской экономик. Россия вынуждена будет отказаться от украинских товаров и это приведет к краху украинской промышленности. На повестку дня также встанут государственные границы, Крым, Азовское море и прочие «замороженные» Россией вопросы. А это уже гарантированная финансовая нестабильность.
Напомним, группа Raiffeisen начала свой бизнес в Украине в 2005 году, купив за 1,05 млрд. долл. наиболее крупный на то время банк страны «Аваль». RBI пришел, естественно, преследуя самые банальные прагматичные цели: в ЕС банковская ставка по кредитам составляет три процента, а в Украине в десять раз больше. Ну и смысл австрийскому банку работать в Украине, если в случае ассоциированного членства придется синхронизировать законы? Брать до сорока процентов за предоставленный кредит как-то не по-европейски.
Кто купит один из самых больших европейских банков в Украине? Наиболее вероятным претендентом на RBI сегодня выглядит «Альфа-Групп». По сообщениям СМИ, приезжавший на прошлой неделе в Киев совладелец группы «Альфа-Банк» Михаил Фридман провел две встречи с экс-главой Raiffeisen Bank International) Гербертом Степичем, который сейчас возглавляет наблюдательный совет российского Raiffeisen Bank.
Менее вероятным, нежели «Альфа-Банк», но все же претендентом на покупку RBI называют также Сбербанк России. Поглотив Raiffeisen, он мог бы стать четвертым крупнейшим банком Украины. «Но у Сбербанка есть варианты – если «Альфа» обойдет их в соревнованиях за Raiffeisen, они переключатся на украинский UniCredit», – считают финансовые эксперты.
Принесет ли «Райффайзен Банк Аваль» новому владельцу ожидаемую прибыль? «Купив «Райффайзен Банк Аваль», укрупненному игроку придется вести агрессивную политику на рынке, чтобы окупить сделку. Сейчас комиссионные и процентные доходы приносит розница. Возможно, на этот сегмент сделает уклон «обновленный» Райффайзен», – считает Ростислав Кравец, адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры».
Заявление о продаже дочернего подразделения RBI – очередное подтверждение тенденции ухода европейских инвесторов с украинского банковского рынка. Другие австрийские банки также потихоньку завершают свои дела в Украине. Erste уже покинул отечественный рынок, кроме того, Bank Austria рассматривает возможность продажи своего подразделения «Укрсоцбанка». Правэкс-банк и УкрсибБанк, по свидетельствам СМИ, также пребывают в ожидании своего покупателя. Но свято место пусто не бывает, очевидно, его займет российский капитал. По сведениям прошлого месяца российских банков в Украине уже сорок процентов от общего количества, не исключено, что с уходом «европейцев» их станет гораздо больше.
Пока эксперты выстраивают собственные концепции по поводу покидания европейскими банками украинского финансового рынка, народные форумы уже выстроили свою констатацию факта, которая, между прочим, имеет право на существование: «Пусть уходят, своих паразитов хватает». Так, может, «банковский исход» и связан с сокращением в стране желающих «вешать» на свою шею очередную кредитную «петлю»?
Наталья Нестеренко
agrinews.com.ua