• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Где и на чем зарабатывают украинцы
    Опубликовано: 2013-11-16 22:53:15

    По данным Всемирного банка, в 2012 г. около 6,5 млн украинских мигрантов проживали и работали за границей. За этот год, по информации НБУ, в Украину поступило 7,5 млрд долл. денежных переводов. В расчете на одного мигранта — это всего 1154 долл.Для сравнения, по данным Всемирного банка, 4,3 млн

    филиппинских мигрантов в 2012 г. перевели на родину 24,6 млрд долл., или 5721 долл. — на одного мигранта. Выходит, что филиппинский мигрант зарабатывает и пересылает в свою страну в пять раз больше, чем украинский. Неужели украинские мигранты настолько “ленивы”, что так мало зарабатывают, или настолько не любят своих родных, что так мало переводят им денег?

    Однако, оказывается, дело — вовсе не в мигрантах. Украинские экспаты пользуются за рубежом заслуженным уважением как трудолюбы и профессионалы, не в меньшей мере они известны также заботливостью о своих родных и близких. По экспертным оценкам, полные объемы переводов, в т.ч. неофициальными каналами, составляют около 25 млрд долл. в год (включая передачу средств через водителей маршрутных автобусов, проводников поездов, торговых агентов, других мигрантов, с помощью дорожных чеков, платежных карт и т.п.).

    Все дело — в отношении государства к мигрантам. К сожалению, в Украине, как и во многих других постсоветских странах, сохранилось отношение к мигрантам (к “своим” и иностранным), как к людям, выбывшим в безызвестность, которых никто в государстве не хочет видеть, знать и понимать. Более того, их нередко грубо попрекают тем, что они оставили семьи, детей, родные места и кинулись за “длинным” рублем, евро, долларом или фунтом.

    Не лучшим образом ведут себя и “защитники” мигрантов, разводя демагогию об обязанности государства создать для них на родине рабочие места и обеспечить высокие зарплаты. Все это — последствие коммунистической идеологии, утверждавшей, что в Советском Союзе мигрантов, безработных и прочих аморальных элементов общества нет и быть не может.

    В результате, в Украине, как и в других постсоветских странах, власти до сих пор не знают, кто, куда, когда и на какой период выезжает на работу за границу, чем там занимается, сколько зарабатывает, сколько и как часто переводит деньги родным, близким и т.д. Не говоря уже об оказании мигрантам визовой и консульской поддержки государства, помощи в банковском и страховом обслуживании, в организации более рационального использования их финансовых сбережений.

    А между тем в мире есть много стран, где организация миграционно-трудового процесса поставлена на высокий государственный уровень по всем направлениям: от оказания помощи в выезде — до содействия во вложении средств на родине. И лучшим примером являются Филиппины, где отношение к своим трудовым мигрантам — не как к изгоям, а как к особенному национальному сословию населения.

    Филиппинская власть относится к своим мигрантам с благодарностью за: значительное снижение социальной нагрузки на рынок труда и социальных выплат; огромную поддержку в решении проблем бедности оставшихся на родине миллионов домохозяйств мигрантов; существенное пополнение доходной части платежного баланса страны. Власти Филиппин отбросили дорогущую и утопическую идею — создать в стране для всех своих мигрантов рабочие места с высокими заработками. Здесь давно усвоили, что в условиях открытой рыночной экономики, свободного движения капитала и рабочей силы, наличия в других (богатых) странах с острыми демографическими проблемами свободных и высококвалифицированных рабочих мест решить проблему полной занятости на родине невозможно. Поэтому нужно не противостоять миграционно-трудовому процессу, а содействовать ему, организовать и цивилизовать его. И это будет вдвойне выгодно самому государству.

    Филиппины уже ощущают эту выгоду. Как и в Украине, на Филиппинах денежные переводы мигрантов являются важным источником притока валюты. Как и в Украине, здесь тоже низкий инвестиционный рейтинг, поэтому чистого притока иностранных инвестиций практически нет. Но Филиппины, в отличие от Украины, ведут политику эффективной поддержки своих мигрантов. В 2012 г. благодаря этому Филиппины, в отличие от Украины, имели многомиллиардный профицит платежного баланса. Хотя еще в 2005 г. ситуация с платежным балансом у них была хуже, чем в Украине.


    Более того, при значительно меньшем удельном потенциале экономики (по ВВП на одного жителя), значительно меньших объемах накопленных прямых иностранных инвестиций, с дефицитом внешнего торгового баланса, Филиппины, в отличие от Украины, смогли накопить золотовалютных резервов почти вчетверо больше, а долгов набрать вдвое меньше. Причем за годы кризиса золотовалютные резервы на Филиппинах выросли в два раза (в первую очередь, за счет валютных переводов мигрантов), а в Украине — сократились в 1,5 раза.


    В чем же состоит феноменальный успех сотрудничества властей Филиппин со своими мигрантами? Почему миллионы экспатов доверили миллиарды долларов сбережений своей стране, ее финансово-банковской системе?

    Анализ филиппинского опыта может помочь Украине ответить на эти вопросы и, в случае следования по филиппинскому пути, — увеличить объемы переводов до пяти раз и решить ряд макроэкономических проблем, прежде всего, пополнения доходов платежного баланса и золотовалютных резервов.

    Необходимо отметить, что еще в 1970-х гг. важность мигрантов для страны на Филиппинах была возведена в ранг приоритетной государственной политики. Здесь создана целая система институтов для обеспечения успешного выезда, трудоустройства, перевода денег и возвращения мигрантов на родину. Более 30 государственных учреждений сотрудничают с мигрантами, из них 15 — занимаются только проблемами филиппинцев за границей. Все госорганы по работе с мигрантами входят в специальный пул (Migration Family Circle) и обязаны сотрудничать между собой. Кроме того, от трех до пяти тыс. общественных организаций занимаются решением проблем мигрантов и увеличением их переводов на родину. А власти активно поддерживают эти организации.

    Особенно следует выделить три ключевые организации по работе с мигрантами:

    1) Администрация по делам трудоустройства филиппинцев за границей (РОЕА);

    2) Администрация по делам благосостояния филиппинцев за рубежом (OWWA);

    3) Комиссия по делам филиппинцев за рубежом (CFO). Эти и другие организации проводят широкомасштабную работу с целью легализации мигрантов и привлечения их денежных переводов на родину.

    Для этого органы власти, общественные организации и финансово-банковский сектор пытаются помочь во всех сферах жизни мигрантов.

    В целом, все мероприятия по работе с мигрантами можно поделить на три группы программ:

    1) социальные;

    2) экономические;

    3) промокампании.

    Социальные программы для мигрантов

    Эти программы разработаны с целью помощи мигрантам в легальном выезде за границу, трудоустройстве и предоставлении сопутствующих услуг. Администрация РОЕА лицензирует рекрутинговые агентства, информирует потенциальных мигрантов о качестве их услуг, фактах мошенничества, а также контролирует качество их работы, рейтингуя по восьми показателям. Если работодатель за рубежом нарушил условия контракта с мигрантом, то по его возвращению РОЕА может выставить штраф и взыскать средства с рекрутинговой компании в пользу пострадавшего мигранта. Также РОЕА контролирует, чтобы комиссионные сборы рекрутинговых компаний не превышали сумму более одной будущей месячной зарплаты отъезжающего мигранта. А с целью поощрения официального выезда за границу и легального трудоустройства POEA создало государственную рекрутинговую компанию с высокими стандартами обслуживания. Компания быстро приобрела популярность у мигрантов. Если в 2000 г. через нее на работу выехало 25 тыс. чел., то в 2011 г. — почти 600 тыс. чел.

    Кроме того, Администрация РОЕА постоянно мониторит разные страны и даже отдельные отрасли экономики, требующие дополнительных трудовых ресурсов, и постоянно подписывает новые межгосударственные соглашения о доступе филиппинцев на иностранные рынки рабочей силы. За 40 лет заключено более 80 таких соглашений с 60 странами. То есть государство максимально старается отправить на временную работу за границу тех, кто не может пока “найти себя” на родине. Все легально выезжающие на работу за границу получают идентификационную карту филиппинского мигранта (OFW e-Card). Ее держатели имеют право на ряд льгот и преимуществ (например, они освобождены от уплаты аэропортовых сборов, что удешевляет стоимость авиабилетов).

    Администрация OWWA тоже активно работает в этом направлении. Создан Фонд благосостояния мигрантов, в который каждый отъезжающий мигрант платит от 25 до 200 долл. (экв.) в год. На 01.01.2013 г. в Фонде накоплено почти 200 млн долл.

    На эти средства для отъезжающих мигрантов бесплатно:

    1) организовываются подготовительные семинары и тренинги (как общеобразовательные, так и профессиональные);

    2) выдаются страховые полисы;

    3) открывается специальный пенсионный счет;

    4) оказывается информационная поддержка в стране пребывания (консьерж-сервис).

    Эту сумму покрывает рекрутинговая компания за счет оплаты ее услуг со стороны мигранта. Также мигрант может сам заплатить данную сумму в офис OWWA, если он мигрирует самостоятельно. Кроме того, экспат может получить небольшой кредит на проезд, трудоустройство за рубежом или на непредвиденные расходы его домохозяйства на родине.

    Недорогие услуги по страхованию мигрантов предлагает госкорпорация PHILHEALTH. Весь набор страховых услуг стоит всего 19,5 долл. в год, с последующей доплатой — 6,5 долл. в квартал в случае дальнейшего пребывания за границей. В 2010 г. более 2 млн мигрантов были участниками этого страхового фонда, а объем страховых премий превысил 15 млн долл.

    Значительное внимание уделяется повышению финансовой грамотности мигрантов. Каждый отъезжающий обязан принять участие в однодневном семинаре OWWA и получить сертификат о его прохождении, предъявляемый на следующих этапах подготовки к выезду. На этих семинарах граждан информируют о правилах поведения в стране трудоустройства, о национальных особенностях, предоставляются данные об услугах дипломатического корпуса, телефоны службы поддержки и т.д. Особое внимание уделяется финансовым вопросам — способам сбережения и накопления средств в стране пребывания и на родине, а также каналам денежных переводов домой. Вопросы финансового характера освещаются представителями финансово-банковских организаций.

    Комиссия CFO создала пенсионный фонд для филиппинских мигрантов, бесплатно оказывающий услуги по лечению и поддержанию вернувшихся мигрантов-пенсионеров, делавших в него взносы во время работы за границей.

    С целью привлечения средств мигрантов на благотворительные проекты CFO создала программу LINKAPIL.

    Ее задача — сбор добровольных пожертвований по четырем направлениям:

    1) образование,

    2) микропредпринимательство,

    3) здравоохранение,

    4) развитие инфраструктуры.

    Наилучшие результаты этой программы за 1990—2010 гг. зафиксированы в сфере здравоохранения и образования:

    1) стипендии для обучения за рубежом назначены 366 одаренным детям-сиротам;

    2) в 256 учебных заведений в 67 регионах страны передано почти 2 млн книг;

    3) 300 тыс. филиппинцев получили медицинские консультации, и им оказали бесплатное лечение;

    4) 153 больницы в 64 регионах получили медицинские препараты и оборудование на 10 млн долл.;

    5) в 29 регионах оказана гуманитарная помощь на 5 млн долл.

    В целом, за последние 12 лет работы этой программы привлечено более 1 млрд долл. от мигрантов. По оценкам экспертов, на каждый доллар, использованный государством на развитие этой программы, приходится четыре доллара, инвестированных мигрантами.

    Экономические программы для мигрантов

    Эта группа программ направлена на уменьшение стоимости услуг за перевод денег и увеличение объемов их поступления в страну. В этом плане показателен опыт сотрудничества Филиппин с США. В 2003 г. между странами был подписан Меморандум об интенсификации переводов филиппинских мигрантов на родину. По этому соглашению синхронизируется работа клиринговых центров двух стран для ускорения и удешевления денежных переводов. Кроме того, правительство США помогло с подключением микрофинансовых организаций Филиппин к международной сети переводов Всемирного объединения кредитных союзов (WOCCU). При поддержке американского правительства почтовая служба Филиппин была интегрирована с почтой США, что также позволило удешевить почтовые переводы.

    Начиная с 1995 г., власти делают все для того, чтобы мигранты возвращались назад с заработанным капиталом и развивали предпринимательство на родине. В частности, разрешен беспошлинный ввоз: 1) материальных ценностей в любом количестве на протяжении первого года; 2) книг, журналов, другой периодики для обучающих целей (создание образовательных учреждений); 3) компьютерного и медицинского оборудования для открытия частной медицинской практики.

    Филиппинские мигранты с иностранным гражданством могут претендовать на получение двойного гражданства. Это дает им право владеть недвижимостью, заниматься бизнесом, а также инвестировать в секторы экономики, запрещенные для иностранных инвесторов: создание региональных банков, образовательных учреждений, масс-медиа, заниматься добычей ископаемых. Мигранты-инвесторы могут также претендовать на льготное кредитование от филиппинских госбанков.

    Кроме этого, Центробанк страны через банки-агенты предлагает мигрантам и их домохозяйствам специальные “Долгосрочные торгуемые депозитные сертификаты” (LTNCD). Основная их ценность для получателей переводов — процентный доход не облагается налогом (при выплате дохода после даты погашения).

    Особое внимание мигрантам уделяют президенты Филиппин. По инициативе Ф.Маркоса еще в 1980 г. был создан Национальный сберегательный фонд Pag-IBIG — с целью привлечения сбережений мигрантов и развития ипотечного кредитования для их домохозяйств. Для тех, кто делает регулярные взносы в этот фонд (от 5 до 30 долл. в месяц), предлагаются ипотечные кредиты (через 24—36 месяцев) в размере 10—70 тыс. долл. через аккредитованные банки. Эти взносы являются добровольными, но многие мигранты перечисляют туда 2—5% своих доходов. За 20 лет в фонд перечислено более 1 млрд долл., а его участниками являются более 2 млн чел. По ипотечной программе прокредитованы более 0,5 млн объектов недвижимости, в т.ч. построено более 100 тыс. жилых домов для домохозяйств мигрантов.

    Промокампании

    Чтобы социальные и экономические программы эффективно работали, о них должны знать мигранты, их домохозяйства, а также представители диаспоры. С 1995 г. власти организовывают и оплачивают информационные туры для филиппинских экспатов-инвесторов в регионы страны с высоким уровнем миграции — с целью привлечь туда переводы, инвестиции и вернуть мигрантов на родину для развития малого и среднего бизнеса.

    Ежегодно под патронатом президента Филиппин в декабре проводятся всевозможные массовые мероприятия, направленные на укрепление отношений диаспоры с родной страной. Тогда же президент награждает 20 лучших филиппинских мигрантов (в четырех номинациях) в знак благодарности за высокий вклад в развитие родной страны.

    Кроме этого, Комиссия CFO выпускает несколько периодических изданий, посвященных мигрантам: “Филиппинцы вместе” (журнал о жизни филиппинцев за границей); “Справочник филиппинского мигранта” (журнал обо всех программах для мигрантов, проводимых правительством, финансовыми и общественными организациями); путеводитель — LINKAPIL (справочник для мигрантов-филантропов относительно сфер экономики, нуждающихся в средствах, а также процедура их перечисления, расходования и отчетности); гид по инвестированию — Invest in the Philippines (справочник об инвестиционных возможностях на родине и программы правительства для потенциальных инвесторов).

    Центробанк страны запустил экономическую и финансовую обучающую программу (EFLP) для филиппинских мигрантов и получателей переводов. Программа рекламирует и продвигает официальные каналы и способы переводов, сбережения и инвестирования средств на родине. Для этого используются аудио- и видеопрезентации, тренинги, интерактивные игры, истории из жизни других мигрантов. За 2008—2010 гг. было проведено 46 тренингов для 5,5 тыс. получателей переводов, а также 14 тренингов за границей для 2,2 тыс. филиппинцев в восьми странах мира. При этом упор делается на отсутствие налогообложения таких средств, возможности их свободной репатриации, инвестирования на льготных условиях и т.д.

    ***

    Таким образом, оказание со стороны властей, финансово-банковской системы и общественности Филиппин особого внимания своим мигрантам дали стране существенный результат. Благодаря такой помощи Филиппины шаг за шагом решают проблемы, характерные в целом для большинства стран мира: 1) занятости и безработицы; 2) снижения социальной нагрузки на бюджет; 3) дефицита платежного баланса; 4) дешевого и стабильного притока иностранного капитала; 5) возврата мигрантов, более подготовленных в материальном, финансовом, инновационном, предпринимательском и других отношениях для будущего развития бизнеса и создания рабочих мест. Филиппины выбрали свой путь решения этих проблем. И у них это получается.

    Филиппины сумели разработать и реализовать свою стратегию сотрудничества государства с мигрантами. Ее сущность состоит не только в том, чтобы содействовать выезду и трудоустройству мигрантов за границей, а в том, чтобы экспаты вернулись на родину материально и финансово обеспеченными, с трудовым опытом и высокой квалификацией, более инновационно и креативно мыслящими относительно развития предпринимательства, бизнеса и создания рабочих мест в своей стране.

    Украина имеет много общего с Филиппинами в плане эмиграции населения (особенно схожи сферы их занятости за границей). Теперь появляется еще одна схожесть — в 2013 г. ожидается, что объем денежных переводов в Украину в 1,5—2 раза превысит прямые иностранные инвестиции. На Филиппинах такая ситуация — уже много лет подряд. Поэтому есть возможность изучить и внедрить лучшие практики сотрудничества государства с мигрантами — с целью повышения объемов денежных переводов и решения многих других проблем мигрантов, их домохозяйств и экономики страны в целом.

    К сожалению, ничего подобного в Украине, как и в других постсоветских странах, нет и, похоже, в ближайшее время не предвидится. Тем временем, в государственных и политических кругах все сильнее муссируется догма “о необходимости создания на родине достойных рабочих мест с приличными заработками”. Конечно, теоретически против этих пожеланий нет и не может быть никаких возражений.

    Но в практичной плоскости — это утопично. Ведь в развитии сырьевых секторов экономики определяющим является фактор обеспеченности страны природными ресурсами. В развитии многих обрабатывающих секторов экономики не менее важный фактор — близость к добывающим производствам. В развитии высокотехнологичных секторов промышленности, транспорта, связи решающим является наличие крупного инвестиционного капитала. В развитии секторов услуг важен уровень платежеспособности населения и т.п. В Украине все эти факторы крайне лимитированы — как в отдельности, так и в комплексе. Обеспеченность природными ресурсами (особенно энергетическими) — ограниченная, наличие собственного капитала — более чем скромное, покупательная платежеспособность населения — низкая. Даже огромный потенциал сельского хозяйства не может занять и трети избыточного сельского населения.

    В силу этих причин во многих странах мира имеет место общественное разделение труда и миграция населения. С этим явлением не могли справиться многие тоталитарные режимы с их командно-административными экономиками. Даже советская власть не смогла создать в Украине достаточного количества рабочих мест, и миллионы украинцев были вынуждены выезжать в Сибирь, на Дальний Восток, Север, в Казахстан, жить и работать там в нечеловеческих условиях, чтобы выжить самим и продолжить свой род.

    Тем временем альтернативное решение проблемы — на поверхности, оно дешевле и доступнее. А главное — соответствует индивидуальной ментальности потенциальных мигрантов. Например, сегодня сотни тысяч украинских мигрантов заняты в сфере обслуживания домохозяйств в странах Европы. Благодаря полному содержанию за счет работодателя (питание, жилье, одежда) мигранты зарабатывают до тысячи евро в месяц “чистыми”. Для украинцев — это высокие заработки, и работа не сложная. Разве можно создать сотни тысяч таких рабочих мест в сфере обслуживания домохозяйств в Украине, если на это пока нет ни спроса, ни средств для оплаты таких услуг?

    Во многих странах власть давно поняла, что создавать для своих мигрантов на родине рабочие места и заработки, адекватные тем, что им предлагают в богатых странах, — нереально. Поэтому власти в этих странах пошли другим путем: организация миграционных трудовых процессов на цивилизованом уровне и гармония интересов потенциальных мигрантов, их домохозяйств и государства. И Филиппины — лучший этому пример. К тому же, они — не единственные в этом. Таким же образом поставлено дело в Индии, Индонезии, Бангладеш и ряде других стран Юго-Восточной Азии.

    Поэтому не стоит упрекать власть за то, что она не может создать миллионы рабочих мест для украинских мигрантов на родине. Этого не смогло сделать ни одно государство, имеющее проблемы с миграцией, а таких — более 100 стран, из которых в качестве мигрантов ежегодно прибывают миллионы человек. В условиях открытости экономики и свободного перемещения рабочей силы, специфики законов экономики и рынка, это невозможно сделать — ни теоретически, ни практически.

    Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на то, что за все годы независимости украинская власть практически ничего не сделала для того, чтобы миграционные процессы стали цивилизованными, чтобы заработали все цепочки инфраструктуры по выезду → трудоустройству → переводу денег → возвращению мигрантов на родину. Если власть это сделает (как это осуществили на Филиппинах), миллионы мигрантов будут им признательны и отблагодарят значительным увеличением объемов денежных переводов в Украину, привозом новых знаний, опыта, инноваций, инвестиций, созданием на родине предприятий и рабочих мест.

    Наконец, об очень важной и специфической для Украины — евроинтеграционной — роли миграции. Если внешнеторговые обороты Украины с ЕС и ТС примерно равны, то по количеству мигрантов и объемов их денежных переводов (в т.ч. по неофициальным каналам) 2/3 приходится на ЕС. Если во внешней торговле с ЕС Украина поначалу может иметь некоторые потери (в связи с полной открытостью своего рынка для ЕС и ограниченной открытостью рынка ЕС для Украины), то в сфере трудовой миграции по европейскому направлению Украина уже имеет выигрыш, и он будет только расти. Именно благодаря нашим мигрантам, которые уже в ЕС, и которые еще будут там благодаря либерализации визового режима, возможна более быстрая адаптация и интеграция Украины в этом направлении. Так может лучше пусть больше украинцев трудится и зарабатывает в богатой и комфортной Европе, чем в суровых условиях России?!

    Автор материала: Андрей Гайдуцкий

    По материалам: Gazeta.zn.ua

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.