Будем терять не менее 50 миллионов долларов в месяц.
Между Украиной и Россией запахло новой торговой войной. Как пишет издание Forbes, наши соседи запретили импорт вагонов четырех украинских заводов, на которые приходится 80% всего производства.
Госпредприятие «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» приостановило действие сертификатов на поставку в Россию вагонов «Азовобщемаша», «Днепровагонмаша» и Крюковского вагонзавода.
Во сколько это обойдется
Российский рынок – крупнейший для Украины. По данным Госкомстата, в прошлом году туда продали 33 107 грузовых вагонов и цистерн – 60% всего экспорта этой продукции за рубеж на 2,31 миллиарда доллар.
За январь-август украинские заводы заработали на поставках вагонов в Россию 1,21 миллиарда долларов.
История конфликта
Еще 2 октября были приостановлены сертификаты «Днепровагонмаша» (группа ТАС Сергея Тигипко) на поставку в Россию полувагонов, вагонов для битума, цементовозов, зерновозов и вагонов-платформ, говорится на сайте РСФЖТ. Через две недели – 15 октября – отозван сертификат на крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн мариупольского «Азовобщемаша». Этот завод входит в холдинг «Азовмаш», который производит оборудование для металлургов и вагоны, и контролируется наследниками его бывшего президента Александра Савчука и Юрием Иванющенко.
В конце сентября РСФЖТ приостановило действие сертификатов на несколько типов вагонов Крюковского вагоностроительного завода Владимира Приходько. И хотя 23 октября сертификаты на восемь из них были восстановлены, под запретом по-прежнему остаются поставки в Россию полувагонов, цементовозов и крытых вагонов.
В чем проблема?
Причин появления ограничений российская госкомпания не сообщила. На запрос в РСФЖТ не ответили. Украинские предприятия попали под пристальное внимание российских контролирующих органов после нескольких аварий грузовых составов в начале 2011 года. С этого момента под временный запрет на эксплуатацию в России попадали вагоны, укомплектованные литьем Кременчугского сталелитейного завода и мариупольской «Азовэлектростали» – предприятий концерна «Азовмаш».
Экономическая причина возникновения ограничений – затоваривание российского рынка вагонов. По оценкам Российских железных дорог, излишек полувагонов в стране в конце 2012 года – 150 000: это около трети всего российского вагонного парка, или объем производства всех заводов СНГ приблизительно за два года.
Что дальше?
По принятым в России правилам, сертификаты на продукцию машиностроительных предприятий действуют в течение одного – трех лет. Отзыв или приостановка действия сертификата запрещает поставки до пересмотра решения.
Россия запретила импорт всей продукции «Днепровагонмаша», 64% производства Крюковского ВСЗ, 32% – «Азовобщемаша». Из-за новых ограничений среднемесячный выпуск «Днепровагонмаша» снизится на 170 вагонов в сравнении с показателем января-августа, КВСЗ – на 310, «Азовобщемаша» – на 260.
Проблемы с экспортом в Россию испытывает и Стахановский вагоностроительный завод. Хотя прямого запрета на поставки его продукции в Россию нет, РСФЖТ не разрешает эксплуатацию чешского литья, которым было укомплектовано около 90% вагонов, сделанных СВЗ в 2012 году. Оценочные потери СВЗ – еще 200 вагонов в месяц. На российском рынке – спад. Из-за этого КВСЗ в 2013 году снизит годовое производство почти в два раза – с 11 000 до 6000. Кроме того, предприятие может уволить до 500 из 8500 работников.
На Стахановском вагоностроительном заводе под временное сокращение попала треть сотрудников – около 1500 человек.