Верховная Рада 239 голосами "за" приняла в целом законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс Украины в части регистрации и учета налогоплательщиков. Поданный Правительством проект был поддержан Партией Регионов и коммунистами.
Закон был разработан Министерством доходов и сборов для упрощения процедур регистрации бизнеса. В целом он отражает политику министерства, которое взяло курс на упрощение процедур, максимальный перевод их в электронный формат и сведение к минимуму личного контакта предпринимателя и налоговой.
Итак, отныне сроки предоставления банками информации об открытии счетов налогоплательщиков в налоговые органы сокращен с трех до одного дня. Значит, уже на следующий день после открытия счета он должен быть зарегистрирован в Миндоходов.
Так, закон отменяет необходимость получения свидетельств о регистрации плательщика НДС и единого налога, вместо этого предприниматель может получить выписку из единого госреестра в органах Миндоходов. При этом выписка будет выдаваться бесплатно в течение двух дней. Однако, управляющий партнер компании PSP Audit Дмитрий Сушко сомневается, что удастся уйти от уплаты госпошлины при регистрации, так как она взимается за регистрацию, как действие, в какой бы форме она не проводилась.
Так же закон освобождает плательщика от необходимости уведомлять контролирующие органы об изменениях своих данных, если эти изменения были внесены в единый госреестр. Эта норма особенно порадует предпринимателей, так как избавит о бессмысленных лишних походов в налоговую.
Доступ к информации, которая содержится в госреестре, будет свободным и бесплатным. Плюс этой системы в том, считает Сушко, что если возникают какие-либо сомнения в контрагентах, предприниматель может получить любые данные о них через веб-портал Миндоходов. Но стоит обратить внимание на то, что информация вносится в реестр подекадно. Это значит, что предприниматель может провести достаточное количество операций с контрагентом, который, к примеру, уже не является плательщиком НДС, что делает эти операции незаконными.
Еще один важный момент — для электронной регистрации необходимо иметь сертификат ключа электронной подписи. Этот же ключ позволяет подавать отчетность в электронном виде. Напомним, на сегодняшний день налоговая готова принимать отчеты в любом виде, как в бумажном, так и на электронных носителях, но только наличие сертификата дает возможность подавать их без визитов в органы Миндоходов. Налоговики неоднократно призывали предпринимателей обзавестись электронными подписями, так как это экономит бумагу и время, однако по данным министерства только 3% налогоплательщиков воспользовались этой возможностью. Несомненно, изменения, внесенные в НК, сегодня увеличит количество плательщиков, пользующихся сертификатами электронных подписей.
На сегодняшний день сертификаты выдаются бесплатно, но не стоит исключать, что их могут начать выдавать за деньги, чтобы компенсировать потери от отмены платы за регистрацию.
В целом, как эксперты, так и бизнес оценивают закон как прогрессивный. Однако, Елена Волянская, старший юрист LCF Law Group указывает на некоторые его недостатки. Так, она указывает на то, что закон вступит в силу с 1 января 2014 года, что противоречит нормам Бюджетного кодекса. В частности, введение новых норм налогового законодательства должно происходить не ранее чем за полгода до нового бюджетного периода. Кроме того, Волянская прогнозирует некоторые трудности в реализации закона, так как не все нормы детально прописаны, в частности — о создании и функционировании веб-портала Миндоходов.
Важно отметить, что, несмотря на оптимистичное название, закон касается не только упрощений, он содержит и другие нормы. Среди них — дополнительный повод для Миндоходов провести внеплановую документальную проверку — закрытие подразделения юридического лица или представительства иностранной компании. То есть, упрощая очередную процедуру налоговая одновременно создает новые инструменты контроля.
agrinews.com.ua