У Украины невероятно обширные транзитные перспективы. Так, наша страна вполне может стать транзитным коридором между Европой и Азией. Но для этого нужно срочно модернизировать порты, развивать судостроение. Все это требует колоссальных финансовых затрат, вполне естественно, что в одиночку государство не в состоянии профинансировать такие масштабные проекты. В этом случае на помощь приходит программа государственно-частного партнерства, призванная объединить усилия государства и частных предпринимателей для развития общей инфраструктуры. Совместными усилиями правительства и бизнесменов украинские порты могут не просто увеличить рабочие объемы по выгрузке-разгрузке, но и начать производить свою работу на совершенно новом качественном уровне, что позволит привлекать к совместному сотрудничеству крупные, транзитные компании, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
Вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей - УСПП, заслуженный экономист Мирослав Табахарнюк в эксклюзивном комментарии Inpress.ua отмечает, что географическое положение Украины не всегда используется в полной мере. И для этого нужно развитие портовой инфраструктуры.
«Государство должно продать все, кроме совести, это моя личная позиция. Поскольку государство хочет сохранять порты в собственности, и при этом не имеет финансовых возможностей достаточных для их развития, то именно через концессию, через государственно-частное партнерство – это единственный способ на сегодняшний день развивать порты», ─ считает Мирослав Табахарнюк.
В то же время, эксперт считает, что перспективность этого партнерства будет зависеть от того какие правила игры на этом рынке будут сформированы.
«Потребность в этом есть. И государство для этого созрело, и бизнес созрел. Насколько это партнерство будет эффективно выстроено – в первую очередь это будет зависеть от государственной политики в этой сферы. На сегодняшний день «мяч» в большей степени на стороне государства», ─ говоритТабахарнюк.
В то же время эксперт, аналитик Александр Охрименко также отмечает удачное географическое месторасположение Украины и возможность высоких объемов грузоперевозок, но эксперт подчеркивает высокий уровень изношенности отечественных портов и необходимость в срочной модернизации.
«В принципе, это достаточно перспективно. Тут может быть во всех направлениях: и контейнеры, и какие-то сыпучие грузы, в идеальном варианте – и химические продукты. Но для этого, я так понимаю, основная проблема наших портов – изношенность фондов. По некоторым оценкам, от 60 до 80% действующих портов изношены. Большинство портов используют советское оборудование – оно не совсем отвечает европейским стандартам, начиная с погрузки-разгрузки и т.д. То есть если мы хотим увеличить оборот и вообще, стать европейским транзитером, нам надо провести радикальную реконструкцию, для того, чтобы полноценно сделать портовую реконструкцию, чтоб действительно можно было радикально, в несколько раз увеличить перевалку грузов», ─ рассказал Охрименко в эксклюзивном комментарии Inpress.ua.
Также эксперт отмечает, что с помощью частного капитала появится возможность провести необходимую реконструкцию портовой отрасли, что соответственно увеличит товарооборот и нарастить объемы грузоперевозок.
Как сообщал ранее Inpress.ua, капитальные инвестиции в рамках государственно-частного партнерства на 25 лет в 3 морских торговых порта Одесской области — Одесский, Ильичевский и Южный — могут составить 70 млрд грн. Об этом шла речь в Одессе в ходе совещания по стратегии развития портовой отрасли, которое провел вице-премьер-министр Александр Вилкул.
Также, вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул произвел экспериментальный запуск нового зерноперегрузочного комплекса ООО «Бруклин-Киев» в Одесском морском торговом порту (ОМТП).
Строительство нового зернового терминала осуществлялось в рамках совместного инвестиционного проекта Администрации морских портов Украины (АМПУ), Одесского порта и совместной украинско-британской компании «Бруклин-Киев».
А украинская судостроительная и портовая отрасль также готовится приступить к работе в программе государственно-частного партнерства. Для этого украинские порты готовят технико-экономические обоснования с целью привлечения инвестиций. Это позволит вывести сектор на новый производственный уровень, существенно поднять объемы выгрузки-погрузки, наладить высокий уровень инфраструктуры и хорошо пополнить казну.
Помимо этого, правительство решило поддержать развитие судостроения в Украине: планируется привлечь дополнительные кредитные средства, а также отрасль получит значимый государственный заказ на строительство судов и плавучих конструкций, что поможет сохранить статус государства, которое может производить технически сложную и интеллектуальную продукцию и остаться в десятке производителей судов Европы.
Поэтому Министерство промышленной политики Украины разработало два законопроекта, которые предусматривают кредитную поддержку и другие механизмы для развития судостроительной отрасли. Эти документы уже приняты за основу Верховной Радой Украины. Принятие этих и других законов станет, в частности, одним из первоочередных шагов поддержки и развития судостроения в стране, которые сегодня разрабатывают и осуществляют в министерстве.
agrinews.com.ua