День знаний станет испытанием для украинского бизнеса. С 1 сентября вступает в силу ряд законов и регуляторных нормативно-правовых актов.
В опрошенных компаниях и ассоциациях говорят, что наиболее ощутимо на деловое сообщество повлияют пять событий: введение утилизационного сбора на автомобили, новых акцизных марок на ьную и табачную продукцию, закона о трансфертном ценообразовании, ограничение наличных расчетов за товары и услуги, а также изменение порядка зачисления единого соцвзноса. То, как предприниматели, их лоббисты и государство подготовились к нововведениям.
Взаимная неготовность
Больше всего вопросов у бизнеса — к принятому в июле закону о трансфертном ценообразовании. Он позволит государству контролировать операции компаний, объем расчетов которых с каждым контрагентом превышает 50 млн грн в год.
Почетный президент компании "Мотор Сич" народный депутат Вячеслав Богуслаев (Партия регионов) говорит, что к этому закону еще нужны подзаконные акты, которые регулировали бы контроль по группам товаров и формировали конкретные перечни компаний.
"Правительство пока не подготовило ни одного соответствующего документа. Поэтому закон в таком сыром виде работать не сможет. Не готовы и бизнес, и государство", — заявил он в комментарии "Капиталу".
В пресс-службе Министерства доходов и сборов сообщили, что порядок и процедура согласования цен в контролируемых операциях находятся в процессе разработки.
По словам вице-президента Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Максима Кунченко, бизнес не видит, как этот закон будет работать, а в Министерстве доходов и сборов еще нет специалистов, которые смогут контролировать все трансфертные сделки.
В пресс-службе Миндоходов "Капиталу" сообщили, что сотрудники, ответственные за проведение налоговых проверок, в частности и в рамках закона о трансфертном ценообразовании, имеют достаточный уровень профподготовки. Они участвовали в учебных мероприятиях, проводившихся в Украине ОЭСР и Американской торговой палатой, а также консалтинговыми фирмами PricewaterhouseCoopers, KPMG.
К Европейской бизнес ассоциации (ЕБА) представители бизнеса за разъяснениями пока тоже не обращались. Как подчеркнула в комментарии "Капиталу" исполнительный директор ЕБА Анна Деревянко, лишь после вступления закона в силу предприниматели займутся подготовкой отчетности. Первые отчеты нужно будет сдать в мае 2014 г.
"И тогда и у бизнеса, и у государства обязательно возникнут взаимные вопросы и уточнения по документу, потому что на подготовку к новым правилам было чуть меньше двух месяцев со дня принятия закона", — прогнозирует она.
Распределение полномочий
Также с 1 сентября отчеты по единому социальному взносу (ЕСВ) будут подаваться в Миндоходов, а не в Пенсионный фонд. В пресс-службе министерства "Капиталу" сообщили: для того чтобы эта норма заработала в полную силу, требуется принятие дополнительных документов.
"Правительство разработало постановление, которое регламентирует порядок подачи отчетности по ЕСВ. Документ пока находится на стадии обсуждения", — сказали в пресс-службе министерства. По словам опрошенных изданием экспертов, если Кабмин изменит администрирование ЕСВ и не даст бизнесу времени на ознакомление с новыми правилами, начнется неразбериха.
Суета в МРЭО
Еще одно новшество — введение утилизационного сбора. Принятие закона о нем в июле этого года вызвало большой резонанс на авторынке. Базовая ставка налога определена на уровне 5,5 тыс. грн для легковых автомобилей и 10 тыс. грн для грузовых. Автодилеры будут включать налог в стоимость машин, что приведет к сокращению спроса, прогнозируют во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД).
Готовясь к подорожанию, украинцы в июле купили машин почти на 20 % больше, чем месяцем ранее, сообщила ассоциация "Укравтопром". В 2012 г. в страну завезли около 200 тыс. автомобилей, а после введения налога объем импорта сократится в 20 раз, говорит гендиректор ВААИД Олег Назаренко. Ранее он заявлял, что ассоциация и несколько народных депутатов готовят альтернативный законопроект, предусматривающий минимальную ставку налога в 1 тыс. грн.
Тем временем, по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в МРЭО по всей стране уже собираются очереди из тех, кто хочет зарегистрировать автомобиль накануне вступления в силу новых правил.
"В законе неоднозначно прописаны и положения относительно тех автомобилей, которые были растаможены до 1 сентября 2013 г., поэтому отдельные дилеры предпочли перестраховаться и поставить на учет свои товарные запасы", — говорится в сообщении AUTO-Consulting. По словам главы Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тараса Коваленко, аншлаг в МРЭО спровоцирован перекупщиками, которые ввозят подержанные машины из‑за границы.
"Утилизационный сбор не касается сделок по купле-продаже бывших в употреблении машин, ранее зарегистрированных в стране. Но предприниматели хотят перестраховаться, защититься от возможных сюрпризов государства, вот и стоят в очередях", — отметил Тарас Коваленко.
Защитная марка
Еще одно нововведение Миндоходов ощутят на себе табачные компании и производители ьной продукции. С сентября они должны использовать новые акцизные марки. Они выполнены в новой цветовой гамме, имеют графические защитные элементы, которые, как уверяют в министерстве, невозможно копировать. Миндоходов заказало комбинату "Украина" изготовить 3,41 млрд марок на ь и 1,59 млрд — на табачную продукцию.
5 млрд акцизных марок закупило Миндоходов накануне вступления в силу новых налоговых правил.
В опрошенных компаниях говорят, что к нововведениям подготовились. Но использовать марки нового образца начнут только после того, как закончатся старые. "Новые марки уже заказаны, и производители оплатили их изготовление еще в июле. Цена марки выросла в три раза (до 27 и 14,2 коп. за штуку. — "Капитал"), и это уже отразилось на ценах на табачную продукцию", — сообщил изданию директор отдела корпоративных вопросов компании JTI Украина Александр Когут.
В свою очередь менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине Наталья Миколаенко рассказала, что фабрика компании в Киеве еще работает с марками старого образца. Но если все физические параметры новых акцизных марок останутся без изменений, то сложностей с их нанесением на етные пачки не будет. Другое дело, что в табачных компаниях единогласно говорят: для борьбы с нелегальным рынком более эффективным было бы введение электронных акцизных марок (т. н. системы Codentify), а не тех, что предложили в Миндоходов.
agrinews.com.ua