• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Украина перешла в собственность всего нескольких влиятельных людей
    Опубликовано: 2013-05-14 08:44:39

    Этот факт нашёл своё отражение в расширение торгового дефицита , а также дефицита текущего счёта. Рост экономики в Украине был также обусловлен большим спросом на продукты производства крупных предприятий металлургической и химической промышленности страны. Несмотря на данный рост Украина по-прежнему остаётся государством намного более бедным, чем другие европейские страны. В 2011 году её ВВП на душу населения в терминах паритета покупательной способности составил всего 21% от европейского и 43% от российского. В 2010 году её прямые иностранные инвестиции на душу населения равнялись 979 долларам США. Это меньше половины аналогичного показателя в России и около четверти прямых иностранных инвестиций на душу населения в Польше. Иностранные компании в этом случае, как правило, ссылаются на такие факторы, как свирепствующая коррупция, а также серьёзные изъяны в правовых нормах (включая слабую судебную власть), ставшие камнем преткновения для иностранных инвестиций.

    Ввиду нежизнеспособной основы для экономического роста и нехватки уверенности в себе, обусловленной ссорящимся из-за пустяков политическим руководством страны, мировой экономический кризис стал сильным ударом для Украины. Фактический валовой внутренний продукт упал до 15,1% в 2009 году. Тем не менее, экономика смогла оправиться от удара. Согласно данным аналитического отдела британского журнала «Экономист» фактический ВВП вырос до 4,2% в 2010 году и до 5,2% в 2011 году, но замедлил рост до предполагаемых 0,6% в 2012 году из-за спада деловой активности в Европе.

    Украинская валюта, гривна, также ощутила сильный удар со стороны кризиса, подорожав с 5 гривен за доллар США в конце 2007 года до более, чем 8 гривен за доллар во второй половине 2012 года. Такое развитие событий оказалось губительным для многих украинцев, поскольку множество их депозитов и займов хранились в иностранных валютах до финансового кризиса. Тем не менее, в ноябре 2012 года эксперты МВФ предоставили оценку, согласно которой гривна по-прежнему имеет курс завышенный более, чем на 10%. Некоторые аналитики убеждены, что стремление центробанка Украины сохранить на прежней отметке текущий курс валют наносит вред экономическому росту. Переоценённая валюта, а также спад спроса на украинский экспорт (в особенности стали) отразились в нынешнем дефиците счёта с колоссальным показателем в 9% ВВП в 2012 году.

    Высказывались серьёзные опасения по поводу прозрачности процесса приватизации, проводимого администрацией Януковича. Зарубежные инвесторы выражали своё возмущение по поводу ограничения лицензий на экспорт зерна, которые намеренно были выданы тем компаниям, которые были тесно связаны с представителями власти. Наблюдатели полагают, что приватизация природного газа привела к тому, что вся областная инфраструктура поставки газа перешла под контроль влиятельных олигархов.

    В июле 2010 года Международный валютный фонд утвердил резервный кредит размером в 15,15 миллиардов долларов США для поддержки усилий Украины по проведению реформ. Два транша из суммы кредита были переведены, но МВФ отказался переводить остальную сумму из-за нежелания Украины поднять цены на энергию для потребителей внутри страны - мера, которая была бы весьма непопулярна среди украинцев. Пытаясь компенсировать отсроченный займ от МВФ, Украина получила кредиты от России и Китая. Кроме того, Украина собрала крупные дополнительные займы на рынке еврооблигаций. После окончания парламентских выборов в 2012 году Украина с новыми силами стала искать возможность получить займ от МВФ. Вероятнее всего, что МВФ вновь потребует сокращение бюджета, повышения цен на энергоносители внутри страны, а также частичной девальвации гривны. В этот раз Украине, по всей видимости, придётся согласится с требованиями МВФ, поскольку её с одной стороны поджимают сроки выплаты крупного долга к 2013 году, а с другой - продолжающийся отказ России снизить стоимость импорта природного газа.

    Внешняя политика Украины

    Со времени обретения независимости в 1991 году конфликт между украинскими политическими силами привёл к тому, что внешняя политика страны выглядела всё более непоследовательно по мере того, как соперничающие стороны тянули её то в прозападное, то в пророссийское направление или просто игнорировали внешнюю политику, как фактор менее важный по сравнению с внутренними политическими баталиями и разделением добычи после одержания победы. Украинские лидеры немало пустословили на тему вхождения в НАТО и присоединения к Европейскому Союзу, но практически ничего не сделали для того, чтобы страна стала отвечать стандартам, установленными этими организациями. Кроме того, украинское руководство обещало более тесные связи с Россией в обмен на социальные цены на энергоносители, но внезапно дало обратный ход договорённостям с Россией, которые в серьёзной степени могут подвергнуть опасности суверенитет Украины: например, передать контроль над украинской энергетической инфраструктурой в руки Москвы.


    Президент Ющенко с переменным успехом пытался сломать такую модель отношений и ускорить интеграцию страны в мировую экономику и евро-атлантическую систему. Похоже, что внешняя политика при президенте Януковиче похожа на возвращение к доющенковскому периоду, но с ещё большим уклоном в сторону России. Например, в отличие от предыдущих украинских президентов, Янукович чётко заявляет, что Украина не войдёт в НАТО. Он продолжает выражать свою поддержку в вопросе интеграции Украины в ЕС, но искренность его преданности реформам, необходимым для этого процесса, остаётся под вопросом. Он улучшил связи с Россией, но пока что ему удаётся тактично обходить её самые амбициозные требования по экономической и военной интеграции.

    НАТО

    НАТО решило не предлагать Украине план действий по подготовке к членству, главного трамплина для окончательного членства в НАТО, на саммите НАТО в Бухаресте в апреле 2008 года. Вопреки сильной поддержке со стороны США и практически всех восточноевропейских стран-участниц НАТО, Германия и Франция сыграли главную роль в том, чтобы воспрепятствовать усилиям Украины, по всей видимости, опасаясь острого ухудшения отношений с Москвой. Тем не менее, коммюнике саммита содержало чёткое указание на то, что Украина (и Грузия) «станут членами НАТО», без указания конкретного периода, когда это может произойти. При попытке обойти стороной щекотливый вопрос о членстве Украины в альянсе, в 2008 году министры иностранных дел стран НАТО согласились сотрудничать с Украиной на основе «ежегодных национальных программ» в формате существующей Комиссии Украина-НАТО (КУН), которая способствует поддержанию реформ, направленных на развитие обороны страны.


    В 2010 году президент Янукович оставил какие-либо стремления Украины, связанные с планом действий по подготовке к членству в НАТО - шаг, который не мог не порадовать Москву. Он заявил, что Украина по-прежнему будет продолжать сотрудничество с НАТО, но без намерения вступить в альянс. Украина продолжила принимать участие в совместных учениях с Соединёнными Штатами и другими странами НАТО. Россия испытывала раздражение по поводу продолжающихся политических совещаний между НАТО и Украиной, включая темы, касающиеся самой России, такие, как черноморский флот. Украина не отослала существенного количества войск в Афганистан, по крайней мере, частично из-за плохих воспоминаний в обществе о периоде советской окуппации в Афганистане в 80-ые годы. Согласно веб-странице миротворческих сил международных сил по содействию безопасности (ISAF), возглавляемых НАТО, в январе 2013 года в Афганистане находилось 24 украинских солдата. В то время, как в ноябре 2012 года Украина развернула 136 военных отрядов для Сил Косово (KFOR), подчинённой НАТО миротворческой силе в Косово. Украина планирует предоставить сторожевой корабль для участия в операциях, направленных против пиратов Сомали, организованных НАТО.

    Европейский союз
    Украна стремится к окончательному вступлению в ЕС. Тем не менее, большинство стран-участниц препятствуют постановке самого вопроса о возможном вступлении Украины в Европейский союз. Возможно, из-за того, что такая большая и бедная страна, как Украина, представляет собой очень тяжёлую ношу для уже, и без того, истощённой европейской казны. В настоящий момент у Украины имеется Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС, также как и План действий Украина-ЕС в контексте Политики Европейского союза касательно соседства с европейскими странами. Договорённости направлены на оказание помощи консультирование Украины с целью помочь переходу политической и экономической системы страны на новый уровень, а также поспособствовать развитию более тесных связей с ЕС. В 2009 году Европейский Союз запустил Программу партнёрства с восточными странами, региональный подход к сотрудничеству, включающий Беларусь, Молдову, Грузию, Армению и Азербайджан.

    ЕС выделил 670 миллионов евро (682 миллиона долларов США) для помощи в проведении реформ в Украине на период 2011-2013 г. Помощь касается таких сфер, как взаимодействие в области энергоносителей, усиления контроля за границами, укрепление судебной власти и правовой системы, решение экологических проблем. Бюджет период 2014-2020 гг. пока не утверждён, но ввиду финансовых проблем в Европе, он может быть незначительно уменьшен.

    Украина и Европейский союз ратифицировали Договор об ассоциированном членстве. Соглашение, которое не содержит пункта о перспективе будущего членства, но с другой стороны включает в себя соглашение о свободной торговле. Оно также призвано способствовать более глубокому взаимодействию ЕС и Украины в в различных отраслях. Тем не менее, официальные представители Европейского союза отложили подписание соглашения, поскольку украинское руководство не смогло продемонстрировать достаточной преданности европейским ценностям в вопросах демократии и правопорядка.

    В декабре 2012 года Совет ЕС (главный орган, определяющий политику ЕС) отметил «изъяны» в проведении украинских парламентских выборов в октябре 2012 года, заявив, что уровень проведения выборов «ухудшился» по сравнению с предыдущими выборами. Совет также призвал Украину «разобраться со случаями обвинений оппозиционных лидеров, имеющими политическую подоплёку» «без отсрочки», а также осуществлять судебную и конституционную реформы. Совет заявил, что ЕС подпишет с Украиной Соглашение об ассоциативном членстве только после того, как она сделает «значимый прогресс» в том, чтобы соответствовать условиям данного соглашения. Это предположительно могло бы произойти не ранее саммита по Программе партнёрства с восточными странами в Вильнюсе в ноябре 2013 года.

    Некоторые наблюдатели полагают, что самым большим камнем преткновения в отношениях, описанных выше, является скрытый намёк на то, что соглашение не будет подписано до тех пор, пока Тимошенко остаётся в тюрьме. Другие же аналитики склонны считать, что украинские власти воспринимают Тимошенко в качестве наиболее грозного оппонента на президентских выборах в 2015 году, и в этой связи готовы поступиться чем-угодно на внешнеполитической арене, лишь бы удержать её в тюрьме.

    Некоторые страны центральной Европы, как Литва и Польша, выступают, за то, что соглашение должно быть подписано в любом случае, утверждая, что изоляция Украины может привести только к ухудшению её ситуации и к ещё большей зависимости от России. Обе эти страны могут частично мотивировать свои заявления экономическими связями с Украиной. С другой стороны, некоторые из западноевропейских стран-участниц ЕС, по имеющимся сообщениям, настроены более скептично по поводу подписания соглашения, обеспокоенные ухудшающимся положением с правами человека в Украине.

    Россия
    Самыми близкими и пока наиболее сложными и запутанными отношениями Украины являются отношения с Россией. Этнические русские составляют до 17.3% от украинского населения согласно всеобщей украинской переписи 2001 года. В основном регионами их проживания являются южная и восточная часть страны. Они составляют этническое большинство в Крыму (полуострове в Чёрном море в южной части Украины), где насчитывается до 58.3% русского населения. В крымском городе Севастополе, базе для черноморского русского флота 71.6% населения составляют русские. В дополнение к этому этнические украинцы на юге и востоке страны также стараются говорить на русском, настороженно относятся к украинскому национализму и поддерживают тесные связи с Россией. Российские политические силы не раз пытались играть на этих этнических и региональных связях и далеко не всегда удачно.

    Президент Путин выразил сильную поддержку фальсифицированной «победе» Януковича во время президентской избирательной кампании в 2004 году и отреагировал крайне резко на успех Оранжевой революции. Российские наблюдатели, имеющие тесные связи с Кремлём, обвиняют Соединённые Штаты и другие западные страны в том, что, по-сути, они спланировали Оранжевую революцию. Ющенко докучал России своми усилиями, направленными на большую демократизацию в регионе; установление более чётких границ с Транснистрией, промосковским сепаратистским анклавом, находящимся внутри соседней Молдовы, а также на постепенное развитие более тесных связей с Грузией.

    Одним из наиболее важных приоритетов во внешней политике Януковича было улучшение отношений с Россией. В апреле 2010 года Россия и Украина договорились о продлении пребывания российского черноморского флота в Крыму до 2042 года по сравнению с изначально запланированным 2017 годом. Взамен Россия согласилась предоставить Украине сниженные цены на поставки природного газа в течение 10 лет - выгодная сделка, которую обе стороны оценили в сумму 40 миллиардов долларов США. Российские компании, имеющие поддержку от российского правительства, также приложили усилия у тому, чтобы купить ключевые промышленные активы в Украине с тех пор, как Янукович стал президентом. Несмотря на то, что они добились определённых успехов на этом поприще, им также пришлось столкнуться с противостоянием со стороны украинских олигархов, желавших заполучить контроль над основными компаниями страны.

    Тем не менее, некоторые из самых смелых предложений Москвы по улучшению связей с Украиной, похоже, выходят далеко за рамки того, на что рассчитывал Киев. Янукович продолжает настаивать на нейтральном, внеблоковом статусе Украины. Он заявил, что Украина не премкнёт к аналогу НАТО, созданного Москвой - Организации договора коллективной безопасности. Россия давит на Украину с тем, чтобы та присоединилась к её Таможенному союзу вместе с Беларусью и Казахстаном. Украина отвергла данную инициативу, заявив, что таможенный союз не согласуется с соглашениями, которая Украина подписала с другими странами перед тем, как присоединиться к ВТО. Европейский союз также предупредил о том, что такое сотрудничество не согласуется с укранско-европейским соглашении о свободной торговле, являющегося частью договора об ассоциированном членстве. В сентябре 2012 года Украина присоединилась к зоне свободной торговли стран СНГ во главе с Россией.

    Проблемы с энергетикой
    Наиболее тяжёлый кризис в российско-украинских отношениях случился из-за энергоносителей. Украина находится в острой зависимости от энергопоставок из России. В прошлом около 80% потребляемой нефти и природного газа она импортировала из неё. Однако, уязвимость Украины по отношению к давлению со стороны России смягчалось тем, что основные нефтяные и газовые трубопроводы, идущие в Центральную и Западную Европу, проходят транзитом через украинскую территорию. Порядка 2/3 российского газового экспорта прошло через Украину за последние годы. Украина соревнуется с Германией на право обладания звания самого крупного потребителя газа от компании Газпром. Вплоть до периода президенства Ющенко российские фирмы поставляли в Украину энергию по ценам, которые были намного ниже рыночной стоимости. Продажа энергии осуществлялась при помощи теневых компаний-посредников, дававших возможность заработать элитам двух стран. Усилия России по повышению цен на газ для Украины до рыночной стоимости спровоцировали кризис в 2006 году, повлёкший за собой прекращение поставок в Западную Европу на несколько дней в январе 2006 года. Второй газовый кризис случился в январе 2009 года, в результате которого газоснабжение было отрезано на три недели.

    Россия стремилась установить контроль за газовым трубопроводом, а также сооружениями для хранения продукции. До настоящего момента её усилия оставались тщетными, поскольку Украина отказалась передавать контроль над одной из своих экономических инфраструктур в руки России. Этот факт наряду с отрезанием газа в 2006 и 2009 году привели Россию и некоторые европейские страны к выводу о том, что необходимо проектировать и строить газопроводы в обход Украины. В настоящий момент Газпром разрабатывает маршрут для газовых трубопроводов, идущих по дну Балтийского моря (Северный поток) и через Балканы (Южный поток) в страны Западной Европы. Первые поставки газа через Северный поток начались в 2011 году. Строительство Южного потока уже началось и первые поставки запланированы на 2015 год. Газпром также намерен увеличить объём поставок в Западную Европу через белорусскую систему трубопроводов, которой он полностью овладел в 2011 году. Уменьшенная доля Украины в транспортировке газа в Европу могла бы стать для России средством воздействия на Украину с тем, чтобы та продала ей контроль над своей системой газопроводов дешевле, чем остальные страны. Россия также могла бы ещё более бесцеремонно давить на Украину и в остальных вопросах, включая политические. Ключевые страны Западной Европы могли бы почувствовать, что они не особо заинтересованы в будущем Украины, если бы они, подобно России, больше не находились в прямой зависимости от украинской инфраструктуры по транспортировке газа.

    Янукович, имеющий поддержку олигархии, а также контролирующий импорт газа и собственную энергозатратную стальную и химическую промышленность, сделал акцент на необходимости сохранить низкие цены на природный газ из России. Он резко раскритиковал газовые договорённости между Россией и Украиной, подписанные Тимошенко в 2009 году, заявив, что установленные цены на газ слишком высоки. Соглашение о черноморском флоте 2009 года было одним из шагов, которые Янукович предпринял для сохранения дешёвых поставок газа. Однако, влияние данной сделки на цены по газу было недальновидным, поскольку цены на нефть (по которым рассчитывается цена на газ для Украины) взлетели из-за нестабильности на Ближнем Востоке.

    Россия продолжает давить на Украину, принуждая идти на дальнейшие уступки, если та хочет и дальше получать газ по заниженным ценам. Российские банки дали ссуду Украине для оплаты поставок газа по существующим ценам, тем самым давая России ещё один метод воздействия на Киев. Москва попыталась склонить Украину к вступлению в Таможенный союз вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном, взамен предлагая ей низкие цены на газ, но пока безрезультатно. Россия также выступила с предложением о слиянии Газпрома и украинской газовой компании, подконтрольной государству - Нафтогаза. Это приведёт к полному доминированию российской компании, поскольку та намного крупнее. Янукович отверг данный проект, но вместе с тем предложил России долевое владение в украинской системе трубопроводов в обмен на гарантированные объёмы поставок газа для украинских газопроводов, а также доступ к российским газовым и нефтяным месторождениям. Согласно этому плану европейские компании также смогут принимать участие в работе данной компании, которая будет контролировать систему транзита газа.

    Чувствуя явное нежелание России пересматривать условия нынешнего газового соглашения, Украина резко сократили количество импортируемого газа из России. По условиям контракта между Украиной и Газпромом по принципу «бери или плати», Украина обязуется платить за весь объём газа, указанного в контракте, вне зависимости от того, потребляет ли она его или нет. В январе 2013 года Газпром предъявил счёт Украине на 7 миллиардов долларов США за газ, который она не взяла в 2012 году. Украина отказалась платить. Некоторые аналитики считают, что есть вероятность, что Россия вновь отрежет поставки газа в Украину, что может привести к третьему газовому кризису за последние 7 лет.

    Со своей стороны Украина интенсивно прикладывает усилия к нахождению альтернативных источников энергии, включая более интенсивное использование угля, стимулирование отечественного газового производства, реверсирование потока некоторых трубопроводов для получения газа из западноевропейских стран, а также сохранение поставок сжиженного природного газа из других стран. В январе 2013 года Украина подписала соглашение о разделе продукции с нефтедобывающей компанией Shell для добычи сланцевого газа в Украине.

     

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.