• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Закон джунглей
    Опубликовано: 2012-08-23 09:00:00
    Наблюдая окружающий нас мир, мы можем подумать, что имеем дело с множеством хаотических и противоборствующих сил природы: вода и ветер разрушают горы, пшеничное поле зарастает сорняками, лев ест ягненка. Так думали древние греки, поместившие у себя на Олимпе множество богов, каждый из которых отвечал за определенный аспект этих сил. Более глубокий взгляд на вещи позволяет видеть, что в природе все взаимосвязано.

    Окружающий нас мир представляет собой совокупность взаимозависимых, самонастраивающихся систем. Неживая природа, растения, животные и даже человек как биологический организм, склонны самостоятельно находить ту точку равновесия, которую в науке принято называть гомеостазисом. Процессы адаптации и поддержания динамического равновесия работают постоянно, но становятся особенно заметными при вмешательстве человека, пишет sunhome

    Многие помнят об экологических катастрофах, к которым в свое время привело уничтожение комаров в России или воробьев в Китае. Комар - маленький и, как казалось, вредный элемент природы, но его истребление повлекло за собой гибель рыб и лягушек, которые питались личинками этих насекомых, заболотились реки и озера, стала изменяться почва и гибнуть лес. Примеров равновесия и самоадаптации природных систем великое множество, но что же является той основой, которая объединяет природу и поддерживает ее гармоничное равновесие?

    Человек венец творения?

    В последнее время многие естественные науки все чаще сталкиваются с любопытным явлением, когда отдельные особи сообщества, стоят на страже интересов "материнской" системы. Такое жертвенное поведение наблюдается в системах самого разного уровня - от клеток в организме и до высших приматов. Преданность же муравьев своему муравейнику и пчел своему улью давно стала притчей во языцех. Альтруистическое поведение животных в семье, стаде и стае изучается этологией - специальной наукой о поведении животных в естественных условиях.

    Поведение индивида, направленное на благо собственного сообщества и своего ближнего, ученые называют альтруизмом. При этом оговаривается, что это совсем не то, что мы привыкли понимать под этим словом. Альтруизм в природе инстинктивен и является непреложным законом организации естественных систем. Ни клетка, работающая во благо организма, ни павиан, гибнущий, защищая свою стаю от нападения хищника, не подвержены мучительным раздумьям и не озабочены проблемой выбора. Выбор между интересами общества и личными происходит в природе автоматически.

    Единственным элементом природы, который явственно выпадает из этого ряда, не подчиняясь автоматическому закону альтруизма, является человек. В природе, и в своем внутривидовом сообществе человек ведет себя, как слон в посудной лавке. Он не только нарушил естественно существующий природный баланс, но и создал вокруг себя общественную структуру, кризис которой, по единодушному признанию, лишь углубляется и усугубляется. При этом человек еще объявляет себя венцом творения. Так ли это?

    Мир и человек

    Наука сталкивается с многочисленными фактами, свидетельствующими о справедливости принципа, что мир создан ради человека. Мир нужен только для того, чтобы помочь человеку вернуться к своему истоку, восстановить первозданную связь с природой, с ближним и, в итоге, стать частью общемировой гармонии. Сегодняшний человек из гармонии выпадает, словно бы не желая подчиняться основному закону природы - закону альтруизма.

    Если мы говорили что в основе существования природы, заложена отдача ближнему, подчинение интересам сообщества и альтруизм, то принципом существования человека является явно декларируемый эгоизм. Под эгоизмом мы понимаем не отношение людей друг к другу, а активное нежелание человека соединиться с остальными людьми в единое целое. Именно это называется эгоизмом. И, наоборот, альтруизм означает, что человек по внутреннему побуждению, от сердца, по собственному желанию действует так, чтобы ощущать других, как часть самого себя. Именно этого требует от нас природа.

    Природа не терпит дисгармонии и поэтому нещадно наказывает людей за неподчинение своим законам. Отсюда кризис общества, культуры, морали. А поскольку в природе все взаимосвязано и человек является частью общей системы, здесь же следует искать и причину участившихся природных катаклизмов и надвигающейся экологической катастрофы. Как писал академик В.И.Вернадский: «Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы». «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого».

     


    На пороге исправления


    Общемировой процесс перестройки, о котором пишет Вернадский, можно назвать исправлением - исправлением эгоистического подхода, основанного на принципе «все ради себя» на альтруистический - такой, с которым мы сталкиваемся в окружающей природе, существующей по принципу «все ради ближнего».


    В отличие от неживой, растительной и даже животной части мира человек обладает сознанием и возможностью выбора. Именно осознанный выбор изменить себя, подчинив свою природу основному закону альтруизма, - это то, чего все настойчивее требует от нас логика развития мироздания. Мы находимся на таком этапе развития творения, когда дальнейшее промедление будет вызывать все новые беды и катаклизмы на самых разных уровнях. Если же мы, осознав справедливость и необходимость пути, захотим исправить себя и стать частью общемировой гармонии, впереди нас ждет вечность, совершенство, добро и любовь.

     

     

    E-NEWS

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.