В конкурсной программе предстоящего Берлинале снова не будет российского фильма. В кулуарах поговаривали о том, что новые картины Карена Шахназарова, Алексея Учителя, Александра Прошкина могут быть показаны в Берлине, но этого не произошло. Цветущая пышным цветом российская киноиндустрия по-прежнему не в состоянии предъявить миру контный продукт - в отсутствие свежих лент кучки избранных: Михалкова, Сокурова, Звягинцева, Лунгина... Хотя в жюри есть наш человек - Александр Роднянский, глава телеканала СТС и кинопродюсер.
Мик Джаггер зажжет свет
Внеконкурсную «Панораму» откроет «Русалка» Анны Меликян (она в затянутой режиссерской версии вышла у нас на DVD), а в экспериментальный «» попала «Нирвана» дебютанта Игоря Волошина. Но чтобы по-настоящему прозвучать в этих программах, остающихся на периферии внимания прессы и покупателей с проходящего параллельно кинорынка, нужно быть суперзвездами.
Такой, как Мадонна, неожиданно решившая попробовать себя в режиссуре. Ее 45-минутной короткометражке «Грязь и мудрость» (Filth and Wisdom) гарантирован огромный интерес публики, несмотря на то, что по регламенту ее фильм не может принимать участие в конкурсе. В середине фестиваля главная мировая поп-дива прибудет в Берлин представлять свой фильм, заверченный, между прочим, вокруг украинско-цыганской панк-группы «Гоголь ло». Ее солист Евгений Гудзь, известный на Западе под именем Юджин Хутц, и английский актер Ричард И. Грант ают главные роли.
Первоклассные поп- и рок-звезды, несомненно, обеспечат серьезный, политически ангажированный кино жизненно необходимыми ему гламуром и драйвом. Причем уже с самых первых минут: на открытие Берлинале приедет легендарная группа «Роллинг Стоунз» в полном составе. Фильм-концерт о ней под названием «Да будет свет» (Shine a Light) снял сам Мартин Скорсезе вместе с дюжиной лучших операторов Голливуда.
В фильме о себе Мик Джаггер выступит с Кристиной Агилерой.
Взлет и падение нефтяного олигарха
В основной программе за «Золотого медведя» будет соревноваться 21 фильм. Среди конкурсантов такие значительные фигуры европейского и азиатского артхауса, как англичанин Майк Ли, французы Эрик Зонка и Робер Гедигян, гонконговец Джонни То, кореец Хонг Сансу, иранец Маджид Маджиди, китаец Ванг Сяошуай. Отдельного упоминания заслуживают:
- номинированная на 8 «Оскаров» «Нефть» (There Will Be Blood) Пола Томаса Андерсона - экранизация романа Эптона Синклера о взлете и последующем неизбежном мом разложении нефтяного олигарха в начале прошлого века;
- документальная картина Эррола Морриса «Стандартная оперативная процедура» (SOP) о бесконечных нарушениях прав человека, допускаемых американцами в праведном пылу антитеррористической войны в Ираке;
- испанская мелодрама «Элегия» Изабель Койшет («Моя жизнь без меня»), в которой обольстительная Пенелопа Крус ает студентку, яющую своего профессора (сэр Бен Кингсли).
Джулия Робертс возвращается
Председателем жюри станет снимающий в США и во Франции режиссер греческого происхождения Коста-Гаврас - лауреат «Оскара» и каннской «Золотой пальмовой ветви» за шедшую в нашем прокате политическую драму «Пропавший без вести», победитель Берлинале 1989 года с картиной «Музыкальная шкатулка».
Во внеконкурсной программе покажет свою новую работу ветеран польского кино Анджей Вайда - его также номинированная на «Оскара» «Катынь» посвящена до сих пор скандальной, а совсем еще недавно запретной теме расстрела советским НКВД польских военнопленных в 1940 году.
Картина «Нефть» с Дэниэлом Дэй Луисом номинирована на 8 «Оскаров».
Вне конкурса состоится мировая премьера картины «Светлячки в саду», с которой не снимавшаяся несколько лет Джулия Робертс возвращается в большое кино в амплуа серьезной актрисы. И еще одна громкая премьера - костюмной мелодрамы «Еще одна из рода Болейн», в которой молодые звезды Натали Портман, Скарлетт Йоханссон и Эрик Бана примерили на себя классический сюжет британской истории.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Наши в Берлине
Берлинское «золото» мы брали дважды: в 1977 году его удостоилось «Восхождение» - блистательная военная драма Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова - и ровно 10 лет спустя, в период перестроечной эйфории, только что снятая с «полки» картина Глеба Панфилова «Тема». С тех пор мы и в конкурсе-то бывали не всегда. В последний раз - в 2005 году с фильмом Александра Сокурова «Солнце».
kp