После смерти Юрия Айзеншписа не утихают споры о принадлежности имени Димы Билана, а также самого артиста между наследниками продюсера и самим Биланом, который утверждает, что не имеет ни перед кем никаких обязательств.
Как сообщает газета «Взгляд», Дима Билан уже много раз признавался лучшим артистом и лучшим исполнителем России, в том числе на конкурирующих между собой премиях MTV и Муз-ТВ. Однако споры про юридические обязательства самого певца не стихают. И даже, напротив, разгорелись сейчас с новой силой.
Диму Билана сделал популярным исполнителем легендарный продюсер Юрий Айзеншпис. И в этом сомнений нет ни у кого. Однако в сентябре 2005 года Юрий Шмильевич умер. И его смерть стала началом неоднозначных споров о принадлежности имени артиста и самого артиста наследникам продюсера.
У спора есть две стороны. На одной стороне – сам Дима Билан, который утверждает, что никаких обязательств перед продюсерским центром Айзеншписа не имеет. На другой стороне – ний сын Айзеншписа Миша, чьи интересы защищает его мама Елена Ковригина и известный адвокат Павел Астахов.
Ситуация заная прежде всего из-за того, что в российском законодательстве не слишком дотошно прописаны взаимоотношения между артистами и их продюсерами. Фактически артисты приравнены к каким-нибудь макаронам, и споры ведутся только относительно «торговой марки» артиста (или макарон). На полном серьезе этими делами занимаются суды. Вспомним длительные судебные разбирательства вокруг группы «Премьер-Министр», которые до сих пор продолжаются.
За минувшее время Дима Билан завоевал второе место на конкурсе «Евровидение 2006», получил золотые статуэтки World Music Awards и European Music Awards как лучший артист в стране. Его статус неизменно идет в гору. И спор вокруг него тоже поднимается в градусе.
Позиция наследников Юрия Айзеншписа такова. Певец Дима Билан связан с компанией Айзеншписа «Star Pro» контрактом, причем продюсер вложил несколько миллионов долларов в раскрутку Билана. После смерти Айзеншписа, при отсутствии завещания, все права на бренд должны перейти к прямому наследнику, то есть сыну Мише. Однако никакой компенсации Миша и его мама Елена, совладелица Star Pro, от обретшего независимость певца так и не получили. За прошедшее после смерти Айзеншписа время они оформили юридически вступление в права наследования и теперь предъявили претензии нынешнему продюсеру Билана Яне Рудковской.
Все время после громогласной пресс-конференции наследников Айзеншписа продюсер Яна Рудковская молчала. И впервые только обозревателю деловой газеты ВЗГЛЯД она дала эксклюзивный комментарий о своей позиции в споре вокруг Димы Билана.
– С юридической точки зрения, связан ли был Билан контрактами со Star Pro? На пресс-конференции адвокат Павел Астахов показывал контракты. Но ведь второй экземпляр этих контрактов должен был находиться у Билана.
– У Димы был только один документ, в конце которого стояло 2 подписи – Айзеншписа и Билана. По этому документу никаких денежных операций произведено не было, поэтому этот документ просто ничтожен с юридической точки зрения.
Был еще контракт со звукозаписывающей компанией Gala Records на выпуск трех альбомов. Два вышли при Айзеншписе. Третьим стал альбом «Время Река», который мы благополучно выпустили совместно, и он продался рекордным тиражом. Судите сами. За три года продажи альбома «На берегу неба» составили 300 тысяч копий, а альбом «Время Река» проданы тиражом 600 тысяч копий за полгода!
– Но у Ковригиной и Астахова речь шла о двадцати двух контрактах.
– Это были контракты на двадцать две песни, включенные в альбомы Билана. Но какое к ним имеет отношение Юрий Шмильевич? Это авторские договоры с РАО авторов текстов и музыки песен. При чем здесь Билан? Наши юристы не понимают, о чем здесь идет разговор.
Ковригина говорит, что это авторские договоры. Это невозможно. Все смежные права Айзеншпис передал компании Gala Records. Наши юристы продемонстрируют все договоры на отдельной пресс-конференции.
Мы полностью исполнили контракт с Gala Records. И я не пожалела, что мы выпустили альбом именно там. Потому что он продается, и продается очень хорошо. Миллиона копий мы достигнем по итогам года.
– В разных интервью Вы говорили разные слова о своей функции по отношению к Диме.
– Я говорила в другой ситуации. Это же большая ответственность – быть продюсером Димы Билана. Я не называла себя так поначалу. Меня убедил называться так Филипп Киркоров. На «Евровидении» у меня был беджик с надписью «Продюсер», я стеснялась и переворачивала его обратной стороной. Я считала, что нужно заслужить мое право называться продюсером. Когда Дима сам назовет меня продюсером, тогда я буду иметь право. И когда на европейской премии EMA нам вручили награду – Билану как лучшему исполнителю, а мне как его продюсеру, это уже было основание. У нас в офисе стоят два приза от MTV – один с надписью Bilan/Aizenspis, другой – Bilan/Rudkovskaya. В этом году они еще сделали отдельную награду для Димы Билана.
– Спор касается также имени Дима Билан.
– У нас есть архив. Я человек скрупулезный и все нашла. В 2001 году, еще до Айзеншписа, у Димы был другой продюсер. Я не хочу пока называть его фамилию, мы озвучим ее позже. Он разместил клип Димы Белана под псевдонимом Дима Белан. Я нашла в архиве телевидения этот клип на песню «Осень». Там написано «Дима Белан», и это был 2001 год. Так что у меня все доказательства есть.
– В разных интервью Дима говорил по-разному. Иногда говорил, что псевдоним придумал он, иногда – что Юрий Айзеншпис.
– Никто не знает, как Ульянов стал Лениным, я думаю, что здесь уже все забыли, как Виктор Белан стал Димой Биланом. Мне тоже кажется, что имя Виктор – не артистическое, не сценическое имя. Хотя так зовут моего мужа, кстати. Но для сцены оно не очень подходит.
– Говорят, что сам Батурин хотел выкупить Билана у Айзеншписа?
– Я слышала, что Юрий Айзеншпис вел переговоры с моим мужем о продаже проекта Димы Билана. Но это нужно спрашивать у него, я комментировать не буду. Однако они тогда очень часто общались. Айзеншпис часто приезжал к нему, что-то просил, о чем-то договаривался. Вероятно, что-то было, но рассказать об этом может только Батурин.
Я хочу напомнить о другом. Многие повторяют – Юрий Шмильевич, Юрий Шмильевич. А почему никто не ценит тот труд, который сделал сам Дима?! Как он пахал! Какой у него опыт живых концертов! Вряд ли найдется другой артист его поколения с таким опытом. Он отработал огромное количество концертов с живым вокалом. Юрий Шмильевич делал ему очень много концертов, такова была его политика.
– У Вас единая точка зрения с Биланом относительно спора с наследниками Айзеншписа. Согласны ли Вы с ним в выборе репертуара?
– Мы много спорим с Димой относительно его репертуара, но всегда находим компромисс. И с Айзеншписом у Димы были споры! Билан – яркая личность. Им невозможно командовать: пошел туда, спел то-то. Он никогда этого делать не будет.
Еще мало кто знает, но я расскажу одну важную вещь. В будущем англоязычном альбоме, который делает сейчас в Америке саунд-продюсер номер один в мире – Timbaland, я сделала Билана своим партнером. Да, я его продюсер, но мы являемся с ним партнерами по англоязычному альбому. Причем у него очень приличная доля, почти блокирующий пакет.
– Можно ли назвать величину этой доли?
– Назвать не могу. Потому что она будет просто шокирующей. Она реально очень хорошая.
– Неужели 49%?
– Почти. Возвращаясь к контракту. Когда у человека будут такие условия, чтобы у него был стимул работать нормально, – разве он уйдет? Конечно, он не уйдет!