Важнейшим событием мирового металлургического рынка на прошлой неделе стало общее собрание акционеров корпорации Arcelor, на котором обсуждался вопрос о предложении слияния, сделанном группой Mittal Steel в конце января. Как и предполагали все без исключения аналитики, акционеры — а на собрании присутствовали владельцы 77% голосующих акций — поддержали правление Arcelor, высказавшееся против подобного объединения.
Правда, председатель правления Arcelor Йозеф Кинш оставил Лакшми Митталу некоторую лазейку, заявив, что руководство корпорации готово будет рассмотреть новое предложение, если оно будет предусматривать выкуп акций исключительно за наличные средства. Нынешний вариант, согласно которому Mittal Steel собирается заплатить акционерам Arcelor сумму в 19,5 млрд. евро на 25% наличными и на 75% — собственными акциями, не устраивает правление европейской корпорации. По вполне обоснованному мнению Кинша, систему корпоративного управления Mittal Steel нельзя назвать ни открытой, ни прозрачной, так что ее акции вряд ли могут считаться надежным и стабильным активом.
Впрочем, собрание акционеров Arcelor еще ничего не решило. Mittal Steel заявляет, что все равно будет пытаться осуществить враждебное поглощение европейской корпорации и выдвинет официальное предложение к ее акционерам, как только получит разрешение антимонопольных органов — ориентировочно, в середине мая.
В принципе, защитные меры Arcelor можно назвать достаточно эффективными. Руководство корпорации постоянно заявляет, что Mittal Steel сильное недооценивает ее стоимость, в то время как существенно повысить сумму или выкупить акции только за наличные Лакшми Миттал вряд ли сможет. Финансовое положение транснациональной группы, занимающей первое место в рейтинге сталелитейных компаний мира, отнюдь не блестящее, тем более, что корпорация всего полгода назад заплатило 4,8 млрд. долларов наличными за “Кривосталь”, а многие ее заводы нуждаются в широкомасштабной и очень затратной модернизации. Кроме того, правление Arcelor предложило своим акционерам несколько вкусных пряников наподобие увеличения размера дивидендов и выкупа акций на сумму 5 млрд. евро, если Mittal Steel не достигнет успеха или снимет свое предложение.
Таким образом, большинство комментаторов считают, что Mittal Steel, скорее всего, не добьется успеха и не сможет приобрести Arcelor. Правда, Лакшми Миттала не стоит недооценивать; если он повысит цену и увеличит в ней долю наличных, он сможет получить поддержку многих мелких инвесторов, что немаловажно, так как акции Arcelor сильно распылены. Тем не менее, не стоит забывать и о том, что у него нет опыта поглощения крупных корпораций, тем более, поглощения враждебного, поэтому шансы Mittal Steel на победу все же не высоки.
Повышение наперегонки
Рост цен на мировом рынке стали, слегка притормозивший с началом второго квартала, снова набирает обороты. По мнению производителей, высокий спрос (по оценкам International Iron and Steel Institute, потребление стали в мире увеличится в этом году на 7,3%) и еще более высокие затраты металлургов оправдывают дальнейший подъем.
Наиболее спокойно, при этом, выглядит Восточная Азия, где экспортеры подтягивают свои цены к отметке 500 долларов за тонну FOB для горячекатаных рулонов. Первыми, как ни странно, на нее вышли китайские компании, теперь же аналогичные цены выставляют поставщики из Кореи, Тайваня и других стран. По-прежнему доает оцинкованная сталь, производители которой вынуждены реагировать на небывалый скачок цен на цинк, прибавивших за последний месяц более 30%. Индийские компании предлагают особо тонкий материал наиболее щедрым американским покупателям уже по 1000 долларов за тонну FOB.
На внутреннем рынке Китая цены, тем временем, продолжают стагнировать, несколько отставая от регионального уровня. Очевидно, именно в силу этого фактора китайский экспорт стальной продукции резко увеличился еще в марте, вызвав недовольство контов из других стран и резкую реакцию со стороны китайского правительства, прозившего полной отменой возврата НДС экспортерам стали, а то и введением экспортных пошлин на полуфабрикаты.
Тем временем, в Европе и США стальная продукция стремительно растет в цене под влиянием повышенного спроса и низкого объема запасов у потребителей. Некоторые поставки горячекатаных рулонов на европейский рынок уже осуществляются из расчета 480-500 евро за т CFR , что даже немного превышает цены ex-works региональных производителей и, с учетом повышения курса евро, практически равнозначно американским 570-580 долларов за короткую тонну (907 кг) FOB.
Впрочем, производители из ЕС и США явно намерены продолжать это заочное соревнование. Ряд европейских компаний уже анонсировали на июль новый рост цен на 30-50 евро за тонну, а Arcelor намерена прибавить к стоимости горячего проката, отправляемого напрямую потребителям из автомобилестроительной отрасли, сразу на 70 евро за тонну. В то же время, американская AK Steel уже с 15 мая поднимет на 50 долларов за короткую тонну цены на всю листовую продукцию из углеродистой стали. Ожидается, что аналогичные действия совершат и другие ведущие американские металлургические корпорации.
Ситуация на рынках холоднокатаных рулонов и холодного проката характеризуется европейскими трейдерами как хаотичная. Многие потребители ограничиваются незначительными партиями, не решаясь делать запасы, в то время как цены продолжают рост. На прошлой неделе европейские заводы предлагали холоднокатаные рулоны по 600 евро за т и дое, а стоимость 1 мм оцинкованной стали достигла 650-700 евро за тонну ex-works.
Растут цены и на традиционную продукцию предприятий из стран СНГ. Стоимость заготовок на мировом рынке вышла на уровень 430-450 долларов за тонну C&F, слябы при поставках в Северную Америку достигают 480-500 долларов за тонну C&F. Украинская толстолистовая сталь котируется в Восточной Азии на уровне 540-560 долларов за тонну C&F, а в Персидском заливе — до 620 долларов за тонну CFR Дубаи.
Коса на камень
Пятый раунд переговоров между китайской сталелитейной компанией Baosteel и ведущими экспортерами железной руды, возможно, постигнет такая же участь, как и предыдущие четыре. Во всяком случае, как заявил вице-президент китайской ассоциации производителей черных металлов (CISA) Лю Биншен, еще не решено, будут ли вообще повышены контрактные цены на текущий финансовый год (с 1 апреля 2006 года по 31 марта 2007-го), или же, как настаивает китайская сторона, их следует пересмотреть в сторону понижения. По крайней мере, создается впечатление, что Baosteel , представляющая интересы всей сталелитейной отрасли Китая, будет торговаться до последнего. По словам Лю Биншена, какого-то “крайнего срока” на переговорах нет, а китайские металлурги намерены четко отстаивать свою позицию, ибо повышение цен на руду неприемлемо из-за сопутствующего роста затрат.
Поставщики руды, со своей стороны, также не намерены уступать, хотя “кое-кто на рынке”, как признает Сэм Уолш, генеральный директор австралийской компании Rio Tinto, уже нервничает. По мнению экспортеров, явный дефицит сырья на мировом рынке, а также очевидное повышение цен на стальную продукцию, в некоторых регионах выходящих на уровень 2004 года, полностью оправдывает увеличение стоимости железной руды. Официально последнее предложение экспортеров, озвученное бразильской компанией CVRD, заключается в подъеме контрактных цен на 24,6%.
Тем временем, китайские металлурги пытаются договориться с индийскими поставщиками о заключении долгосрочных контрактов на руду с пересмотром цен один или два раза в год (в 2005-2006 финансовом году индийский экспорт руды в КНР составил 68,5 млн. тонн, но все они пришлись на спотовые поставки). Те, в принципе, не против, однако проблему это все равно не решит. Только за первый квартал 2006 года китайские компании закупили за рубежом 80,9 млн. тонн железной руды, на 27,2% больше, чем в тот же период прошлого года. И это при том, что собственная добыча за те же три месяца текущего года выросла на 32,8%, до 102,9 млн. тонн.
Рынок металлолома к концу апреля, в основном, успокоился, цены в Средиземноморье стабилизировались в интервале 250-265 долларов за тонну C&F для материала 3А из СНГ. Трейдеры, в основном, направляют поставки в страны юга Европы и Египет, где цены несколько выше, чем в Турции. В мае не исключено новое понижение, однако в других регионах оно может быть компенсировано повышением цен из-за роста на внутреннем рынке США и, соответственно, увеличением котировок американских экспортеров.
Виталий ШИМКОВИЧ, «УкрРудПром»
agrinews.com.ua