• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Экономика и последствия парламентских выборов
    Опубликовано: 2006-04-03 14:43:00

    Экономическая ситуация после парламентских выборов будет ухудшаться вне зависимости от того, как решится вопрос с формированием парламентского большинства и созданием правительства.

    Об этом достаточно наглядно свидетельствует тот факт, что сразу же после выборов правительство было вынуждено признать критическую ситуацию в бюджетной сфере и дать прогноз о невыполнении в марте плана бюджетных поступлений в общий фонд бюджета.

    Обострение политической ситуации перед выборами, безусловно, сыграло определенную роль в этих «сбоях». Но представлять дело так, что всё сводится к этому и речь идет лишь о временных проблемах – совершенно необоснованно.

    Серьезные проблемы с исполнением бюджета существовали практически на протяжении всего прошлого года. Бюджет-2005 не был исполнен ни по доходам, ни по расходам. На протяжении всего прошлого года обострялась проблема оттока, «бегства» капитала из страны преимущественно через оффшорные зоны, но признание этого факта опять-таки было сделано только после выборов.

    Достаточно лицемерным и политически мотивированным выглядит обвинение руководителей ряда восточных областей, прежде всего, Донецкой, в резком ухудшении экономической ситуации в них и в уменьшении вследствие этого собираемости налогов.

    Очевидно, что речь идет прежде всего о «наказании» местных руководителей за провальные результаты выборов. Влияние региональных руководителей на социально-экономическую ситуацию в регионах незначительно.

    Ухудшение же экономической ситуации в ряде областей связано как с объективными факторами (прежде всего, негативным изменением внешнеэкономической конъюнктуры), так и с политикой центральной власти, которая наибольший ущерб нанесла именно индустриально развитым юго-восточным регионам (ликвидация СЭЗ и ТПР, усиление фискального давления на производство, искусственное наращивание железнодоных тарифов, непродуманная ревальвация гривни, неконтролируемое открытие внутреннего рынка для импорта и т.д.).

    Происходящее сейчас ухудшение экономической ситуации в стране свидетельствует об исчерпании ресурсов предвыборной социально-экономической политики конца 2004 – начала 2006 годов, которая базировалась на изъятии средств из реального сектора экономики любой ценой, даже ценой резкого замедления или даже спада производства, угнетения инвестиционной активности, и осуществления на этой основе предвыборных социальных программ.

    Сейчас достигнут момент, когда эта политика начала провоцировать нарастание проблем уже и в финансово-бюджетной сфере.

    В. Пинзеник заявил: «Риск невыполнения бюджета оценивается нами в 700 миллионов гривень за март, за квартал – 300 миллионов». Это значит, что основной спад произошел в марте нынешнего года. По его словам, невыполнение бюджета из-за неуплаты налога на прибыль оценивается в 1 млрд. грн., а по рентной плате за нефть, газ и конденсат – 270 млн. грн.

    В. Пинзеник отметил, что в первом квартале 12 областей сократили показатели по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. «Особенно (сильное) снижение осуществляет одна область – Донецкая, которая снизила уплату налогов в три раза, а по налогу на прибыль – в шесть раз…По налогу на прибыль в Донецкой области мы недополучаем 250 миллионов гривень».

    Кроме того, он констатировал, что большие недоплаты наблюдаются на предприятиях «Нафтогаз Украины», которое заплатило только 42% по сравнению с прошлогодними показателями.

    Таким образом, сразу после выборов пришлось признать критическую финансовую ситуацию в НАК «Нафтогаз Украины», которая тщательно скрывалась властью.

    «То есть, до уровня января-марта прошлого года 600 миллионов НДС недоплачено», - заявил он.

    У В. Пинзеника вызывает тревогу и то, что украинские кампании начали работать через офшоры. По его словам, резко возросла часть экспорта, которая осуществляется через офшорные зоны (41% экспорта).

    Если экономический курс не будет кардинально откорректирован, глубокий экономический спад станет неизбежным, несмотря на факторы, которые сейчас создают предпосылки для макроэкономической стабилизации и возвращения на траекторию экономического роста.

    Основные из этих факторов: низкий уровень внешнего государственного долга, рекордно высокие резервы НБУ, сохранение доверия населения к банкам, рост депозитов и значительное увеличение кредитования экономики, в т.ч. долгосрочного кредитования, и ряд других.

    Но ситуация, при которой, как в прошлом году, прибыль рентабельных предприятий не растет, не может продолжаться долго – она с неизбежностью приведет к обострению проблем с наполнением бюджетов всех уровней.

    Что, на самом деле, требуется сейчас? Приоритеты, на наш взгляд, выглядят так: необходимы:

    немедленный поворот в экономической политике, ее резкая либерализация.

    проведение ряда системных реформ, которые привели бы к сокращению налогового пресса, перераспределили финансовые потоки между центром и регионами в пользу последних, обеспечили реальное дерегулирование деятельности бизнеса, особенно малого и среднего. Пока что кампания по массовой отмене нормативных актов, попытки ввести механизм «единого окна» при регистрации предприятий дали совершенно ничтожный результат.

    вместо призывов не употреблять термин «реприватизация» - реальные законодательные решения, направленные на защиту прав собственности, обеспечение их прозрачности.

    разблокирование земельной реформы, введение полноценной продажи земель сельскохозяйственного назначения уже с 1.01.2007 года.

    вместо маниловских проектов преобразования энергетики страны «до 2030 года», лишенных даже намека на конкретные механизмы реализации - реальная государственная программа минимизации потерь от удоания импортируемых энергоносителей в течение ближайших месяцев.

    Очевидно, что действующее «временное» правительство в силу объективных причин не сможет не только заниматься подобной деятельностью, но и инициировать необходимую кардинальную корректировку экономического курса.

    Об этом совершенно определенно свидетельствуют заявления его представителей, в т.ч. В.Пинзеника, о необходимости решения бюджетных проблем путем массовых проверок, административной борьбы с «офшоризацией», кадровых чисток на региональном уровне, усиления налогового администрирования (в частности, использования косвенных методов налогообложения, которые могут стать мощным инструментом продолжения перераспределения собственности и экономического давления на оппонентов власти) и т.п.

    Иными словами, предлагается усиливать ту политику, которая и привела экономику страны к грани экономического и бюджетного кризиса.

    Но и любое правительство, пришедшее исполняющему обязанности на смену, в силу сложившейся политической конфигурации парламента будет лишено необходимой поддержки для принятия назревших кардинальных решений.

    Вряд ли власти можно рассчитывать на то, что бюджетные «дыры» можно будет залатать за счет приватизации или реприватизации стратегически важных объектов, поскольку провести соответствующие законы через ВР при сложившемся депутатском корпусе будет очень сложно.

    Экономическая ситуация в стране в 2006 году неизбежно будет ухудшаться – придется расплачиваться за популистскую политику предшественников. Но масштабы этого ухудшения, и перерастет ли оно в глубокий кризис, зависят от того, какие именно политические силы сформирует будущее правительство (и будет ли оно вообще сформировано).

    Инф. Аnalitik

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.