Подготовка к вступлению в Шенгенскую зону началась в Эстонии сразу после присоединения к Европейскому Союзу в мае 2004 года. Причем это стало одним из главных приоритетов государства. К каждому претенденту Еврокомиссия предъявляет ряд требований, обеспечивающих стабильность функционирования единой визовой системы ЕС, а также надежность охраны внешних границ Евросоюза. Для включения государства в Шенгенское визовое пространство страна должна обеспечить надежную охрану внешней границы, контроль въезда в страну иностранцев, эффективную работу полиции, внедрение шенгенской информационной системы и эффективную визовую политику.
Для приведения визово-пограничной системы в соответствие с требованиями Шенгенской зоны, ЕС выделил Эстонии в рамках программы Schengen Facility ?77 млн. На эти деньги до вступления в Шенгенское пространство Эстония планирует привести к европейским стандартам пограничные кордоны на границе с Россией, закупить современную пограничную технику, в т. ч. автотранспорт, плавсредства и вертолеты, обновить компьютерное оборудование и обучить специалистов работе в рамках Шенгенской зоны. Всего в рамках Schengen Facility к осени следующего года должно быть реализовано 87 проектов. Сейчас Эстония уже заключила договоры на использование 31% выделенных Евросоюзом средств.
Согласно проведенным в Эстонии социологическим исследованиям, большинство жителей страны положительно относятся к перспективе вхождения страны в Шенгенскую зону. Особенно это одобряют жители регионов, граничащих с Латвией, для которых вступление обеих стран в Шенген будет означать значительное упрощение передвижения, потому что эстонско-латвийская граница станет формальной. Если сейчас, например, жители разделенных границей городов Валга и Валка могут посещать своих друзей или родственников, только проходя через погранпункты, то с 2007 года они смогут делать это в любом месте, не предъявляя никаких документов. Пока ситуация курьезная – пограничный режим мешает нормальной жизни двух городов, потому после 1990 года у многих жителей дом остался по одну сторону границы, а огород и сарай – по другую. Разделила граница и местное кладбище.
Немало проблем нынешняя эстонско-латвийская граница сейчас приносит грибникам, довольно часто ненароком пересекающим линию государственной границы. Бывает, что за кордон убегают и домашние животные ающих возле границы хуторян. Вступление стран в Шенгенскую зону должно решить все эти проблемы.
Вместе с гражданами Эстонии после вступления Шенген полную свободу передвижения внутри пространства получат и все постоянно ающие в стране граждане других стран, а также апатриды (неграждане). Для получающих эстонскую визу иностранцев будет одновременно открыт въезд и в другие страны Шенгенского договора. В Эстонию, в свою очередь, смогут свободно въезжать обладатели шенгенских виз, выданных в других странах ЕС.
Выдвигая Эстонии условия присоединения к Шенгену, Европейская Комиссия потребовала от страны урегулировать не только и технические, но и юридические вопросы, связанные с прохождением эстонской границы. Для этого Эстония должна была отказаться от территориальных претензий к России, вытекающих из признаваемого в Эстонии в качестве одного из основополагающих документов государственности страны – Тартуского мирного договора 1920 года. Напомним, что согласно этому договору, Эстонии принадлежали также часть территорий нынешних Ленинградской и Псковской областей РФ. Формально руководство Эстонии данное требование выполнило, заявив об отказе от довоенных территории и подписав 18 мая 2005 года в Москве новые эстонско-российские договоры о сухопутной и водной границе. Затем эти договоры ратифицировал и парламент Эстонии, одновременно снабдив ратификационный закон политической преамбулой, содержащей косвенные ссылки на Тартуский мирный договор и «советскую оккупацию». Не смотря на то, что в ответ на это Москва заявила об отзыве своей подписи под пограничными договорами, Еврокомиссия полностью акцептировала действия Эстонии, заявив, что проделанная Эстонией работа снимает все политические препятствия на пути присоединения страны к Шенгенскому пространству.
Вместе с тем, названная МВД Эстонии дата вступления в Шенген может быть отодвинута на будущее из-за соседей. Даже если европейские эксперты подтвердят полную готовность Эстонии к вступлению в Шенгенское пространство, к этому могут оказаться неготовыми Литва или Латвия. При этом страны Балтии уже заявили о желании войти в Шенгенское пространство только одновременно. Особое беспокойство в связи с этим вызывает Латвия, которая сейчас сильно отстает в деле освоения средств программы Schengen Facility от своих соседей. В то же время, предпринимаемые в последнее время латвийским правительством шаги по ускорению реализации шенгенской программы позволяют надеяться, что страны Балтии подойдут к моменту оценки готовности со стороны Еврокомиссии в мае-июне нынешнего года и апреле-сентябре будущего года более или менее одинаково подготовленными.
Окончательные результаты проверок Еврокомиссии будут представлены к осени 2007 года, тогда же будет вынесено и окончательное решение об устранении пограничного контроля на рубежах стран Балтии внутри Шенгенского пространства.
Родион ДЕНИСОВ.
Инф. Zagran
agrinews.com.ua