Расходы казахстанских аграриев за год существенно выросли. Об этом сообщили в Зерновом Союзе, передает корреспондент «Хабар 24». Подорожали не только топливо, но и семена, удобрения, техника, запчасти. Одним словом, практически все позиции. Объемы урожая в этом году меньше предыдущих лет, тем временем на мировых площадках зерно дорожает.
УБОРКА ЗАВЕРШАЕТСЯ, ПШЕНИЦА ДОРОЖАЕТ
Непростые погодные условия, подорожание и дефицит дизтоплива в самый разгар сезона. С такими трудностями аграрии завершают эту уборочную кампанию. С полей собраны основные объемы урожая, в Зерновом Союзе ожидают, что к концу октября работы полностью завершат. По словам официального представителя Союза Евгения Карабанова, прогнозы по урожаю остаются прежними. Пшеницы специалисты ожидают в районе 10,5 миллионов тонн. С учетом того, что для внутреннего потребления Казахстану нужно порядка 6 миллионов, и есть прошлогодние запасы, этого более чем достаточно. Другой вопрос - цена. Тонну третьего класса продают за 120 тысяч тенге. Причины такого подорожания не только в увеличении затрат фермеров и снижении урожайности, но и в мировой тенденции. Спрос вырос еще в разгар пандемии и такая ситуация продолжается на всех товарных биржах. За последние три месяца пшеница подорожала на 18%. По оценкам ФАО, годовой рост цен составил 40%. Как ситуация сложится к зиме, прогнозировать трудно. Сдержать продовольственную инфляцию может помочь Продкорпорация. В её резервах, с учетом весенне-летнего закупа, более миллиона тонн. Дополнительные объемы будут наращивать.
ЭКСПЕРТЫ: КАЗАХСТАН СОКРАТИТ ЭКСПОРТ МУКИ И ЗЕРНА
По оценкам отраслевого Союза, из-за снижения производства зерна экспортный потенциал сократится примерно на миллион тонн. Есть и вопросы по рынкам сбыта. В этом году Казахстан может потерять до 50% прошлогоднего экспорта в Афганистан. Сделки происходят, но объемы несопоставимы с прежними, говорит Евгений Карабанов. По его словам, финансирование афганская сторона производит через третьи страны: Объединенные Арабские Эмираты, Турцию, Катар и Узбекистан. С учетом политической ситуации, отгрузки в данном направлении возможны только при 100% предоплате. Есть и другая сложность: из-за дефицита топлива в Афганистане проблематичен вывоз товара и возврат вагонов. Собственники с неохотой соглашаются на данное направление, на фоне возросших рисков повышают и свои тарифы. Представитель Союза отмечает: пока форс-мажоров не было, но данный рынок однозначно сократится для казахстанских экспортёров. Хотя на него ранее приходилось до 60% продаж отечественной муки.
Зерно Он-Лайн
agrinews.com.ua