Мировой рынок сои активно развивается. Этому способствует как увеличение спроса на соевое масло со стороны производителей пищевой промышленности и биодизеля, так и увеличение спроса на соевый шрот со стороны животноводов.
Однако в Украине в последние годы наблюдается тенденция к сокращению посевных площадей под этой масличной культурой. Согласно данным Госстата, в 2019 году аграрии собрали 3,699 млн т сои против 4,461 млн т в 2018 году. Средняя урожайность в прошлом году составила 22,9 ц/га против 25,8 ц/га в 2018 и 19,7 ц/га в 2017 году.
Всего под сою в 2020/21 МГ было выделено 1,4 млн га посевных площадей, тогда как в 2019/20 МГ было 1,6 млн га и в 2018/19 МГ — 1,9 млн га. За последние 3 года площадь сократилась на 10%.
Соевые закрома
Мы еще вернемся к вопросу, почему украинские аграрии уменьшают посевные площади под сою. А пока давайте разберемся с тем, действительно ли в Украине дефицит сои и впору ли нашим переработчикам контрактовать импортные бобы.
Как наши читатели знают, в мае «Пологовский макстроэкстракционный завод» закупил 20 тыс. т бразильской сои, чтобы покрыть свои потребности для переработки, так как внутренние цены на украинскую сою взлетели, а запасы сократились. Таким образом, Украина впервые импортировала сою уже не в качестве посевного материала, а как сырье для переработки.
По данным Госстата, в Украине соя есть. Запасы на начало мая, когда, собственно пошел импорт, оценивались в 600 тыс. т по сравнению с 1,5 млн т в то же время в 2019 году. При этом на маслоперерабатывающих заводах хранилось 140 тыс. т сои, остальные 460 тыс. т — числились у агропроизводителей.
Как же изменилась ситуация за последнее время? Спустя два месяца цифры Госстата по запасам сои похудели почти в два раза. По состоянию на 1 июля, согласно данным ведомства, запасы упали почти вдвое — до 338 тыс т. Из этого объема у аграриев насчитали 240 тыс. т, у переработчиков — 98 тыс. т.
Аналитики «АПК-Информ» считают, что по итогам текущего сезона ожидается рекордно низкий за последние 7 лет уровень переходящих остатков — 37,5 тыс. т.
Турецкий гамбит
По данным Государственной таможенной службы, Украина по итогам января-июня 2020 г. экспортировала 821,5 тыс. т соевых бобов на $288,7 млн.
Основными импортерами украинской сои были:
Турция — на $61,9 млн (21,42%);
Беларусь — на $56,2 млн (19,46%);
Греция — на $30,1 млн (10,43%).
Трейдер соевого МЭЗа, расположенного в центральной части страны, на правах анонимности рассказал, как турецкие переработчики еще в прошлом году импортировали украинскую сою и теперь производят дешевый шрот.
«Хотели с нового года заключить договор с турками на поставку соевого шрота. А они нам сказали: «Ребята, ваша цена нам не проходит. У нас внутренняя цена дешевле, ваш шрот дорогой». Оказывается, они до нового года, когда цена на сою была по $300, импортировали 2,2 млн т бобов и теперь производят шрот в разы дешевле, чем наш», — рассказал трейдер.
В целом за последние 4 года доля экспорта сои занимает 63% от объема ее производства. В 2020/21 МГ, по прогнозам USDA, этот показатель достигнет 66% от суммарного производства. Также прогнозируется снижение производства и экспорта до 5%.
«В текущем сезоне переработчики проиграли экспортерам, утратив 33% и снизив объемы до 1,4 млн т. Рынок адаптировался, сезон начинался с сентябрьского рекорда по экспорту сои (более 277 тыс. т), в октябре вообще экспортируется исторический максимум для Украины — 565 тыс. т», — отметила аналитик масличного рынка компании «УкрАгроКонсалт»Светлана Купреева.
Кто заинтересован в экспорте?
По мнению Дмитрия Мотузко, в экспорте сырья из Украины заинтересованы транснациональные корпорации, инвестирующие в экспортную логистику в Украине и в производство в других странах.
«В идеале им вывозить сою, а импортировать шрот, из нашей же сои. В чем-то я их даже понимаю. У них есть выбор, где строить: в Украине или в странах с большей инвестиционной привлекательностью. Например, стоимость электроэнергии на одну тонну переработки в Украине на $2 превышает стоимость аналогичного показателя в Европе. Это деньги, которые недополучает украинский фермер», — отметил эксперт.
Если говорить о прошлом годе, то крупнейшими украинскими компаниями-экспортерами были «Сантрейд» (5,5% рынка), «Агро Сектор» и «Каргилл», на каждую из которых приходится по 3% рынка.
«Сантрейд» входит в группу компаний Bunge. Известно, что Bunge в Бразилии принадлежат 12 предприятий, занимающихся переработкой соевых бобов. В январе текущего года компания объявила, что планирует приобрести в Бразилии еще два завода по переработке сои у местной компании Imcopa.
Что касается нынешнего года, то расстановка игроков несколько изменилась. По оперативным данным агентов в отечественных портах, которые есть в распоряжении Latifundist.com, с начала года и по июнь включительно лидером в экспорте сои стал «Агропросперис».
Внутренняя переработка
По следам майских новостей о бразильском импорте, директор по внешним связям «Олсидз» Сергей Стоянов отмечал, что паника преждевременна. Опять же ссылаясь на данные Госстата, согласно которым на тот момент сои было на уровне 600 тыс. т.
«Не считая «черной»! Это немного, как после уборки, но и немало! При этом, если говорить о достоверности этих запасов, вряд ли директора и главные бухгалтеры сотен предприятий поголовно направили в Госстат отчетность на 600 тыс. т наличной сои, которой у них нет в наличии. Ведь, насколько надо понимать, отчетность этих предприятий основывается на складском отчете заведующего (мастера) зерновым складом, лабораторных журналах», — написал Сергей Стоянов.
Некоторые опрошенные нами трейдеры и переработчики согласны с мнением Сергея Стоянова и говорят, что соя в Украине есть. Фермеры ее «придерживали» в ожидании новой, лучшей цены. Но все же большинство участников рынка менее оптимистичны и отмечают, что проблема нехватки сои в Украине существует и они уже задумываются об импорте бобов.
«Объемы внутренней переработки сои по итогам 2019/20 МГ могут сократиться на 18% относительно показателя прошлого сезона. Но даже при таком спаде у переработчиков возникают сложности с закупкой сырья… В итоге наша оценка импорта масличной по результатам 2019/20 МГ повышена до 30 тыс. т против 1,4 тыс. т в 2018/19 МГ», — отмечал руководитель службы бизнес-проектов «АПК-Информ» Андрей Купченко.
Продолжая тему внутреннего потребления, руководитель проекта AdamPolSoya компании АТК Дмитрий Мотузко подчеркивал, Украина потребляет ежемесячно около 50 тыс. т соевого шрота и жмыха. «В бобах» показатель составляет около 1 млн т сои в год. Это то количество сои, которое идет на потребности украинского животноводства. По его словам, на конец мая на рынке было доступно около 100 тыс. т сои (напомним, что Госстат насчитал 600 тыс. т).
«Если ужаться и на что-то заменить (на тот же подсолнечный шрот), то для внутреннего потребления на ближайшие 4 месяца надо около 200-250 тыс. т сои. Такого объема на МЭЗах нет и в помине. В этом смысле не понимаю, почему всех ошеломила новость о поставках бразильской сои. Ничего удивительного. Посмотрите на объемы экспорта сои в этом маркетинговом году, и все станет понятно. На выходе имеем полуразгруженные соевые МЭЗы», — отмечал тогда эксперт.
Некоторые переработчики такую ситуацию видели еще с начала сезона. Так, в МХП нам рассказали, что тщательно отслеживали темпы экспорта и потребления сырья, уже в декабре-январе прогнозируя, что на рынке может возникнуть дефицит масличной. Поэтому позаботились о запасах заблаговременно.
По словам руководителя управления экспортных продаж Агродепартамента МХП Юрия Шлончака, компания обеспечена соей до конца сезона.
«Прежде всего, в 2019 г. производство сои в Украине составило 3,6-3,8 млн т, против 4,8-4,9 млн т в предыдущем году. Аграрии сокращают посевные площади под соей в пользу подсолнечника и кукурузы. К тому же, несмотря на действие «соевых поправок», со старта сезона мы видели высокий темп экспорта сои. Это привело к обострению конкуренции за сырье на внутреннем рынке», — рассказал Юрий Шлончак.
Дмитрий Мотузко также отметил, что компания побеспокоилась о наращивании запасов сырья заранее, видя динамику растущего экспорта.
«Поскольку у нас нет возможности перерабатывать ничего, кроме сои, нам пришлось закупить ее и хранить в большом количестве практически с уборки урожая. Импортную сою завозить не собираемся», — рассказал он.
«Соевые правки» не виноваты
Дмитрий Мотузко добавил, что винить в этой ситуации соевые правки глупо и бессмысленно.
«Единственный результат правок — они всех раздражали. В сухом остатке получили объемы растущего экспорта, просто изменился перечень. Крупные компании экспортировали в прежних объемах, а мелкие экспортировали через кэшевиков...Ну какая поддержка внутреннего производства, если вся соя поехала в Турцию, Беларусь и Китай. В ближайшие 4 месяца, по моим подсчетам, будет дефицит сои на внутреннем рынке при перепроизводстве на внешнем. Что-то можно заменить подсолнечным шротом, а что-то заменить не смогут», — отметил он.
По мнению Юрия Шлончака, рынок адаптировался к реалиям соевых правок. Причиной дефицита сои на украинском рынке стало низкое производство масличной и стабильный экспортный спрос.
Частично с этими мнениями согласна и аналитик масличного рынка «УкрАгроКонсалт» Светлана Купреева.
«К началу нового сезона ограничения при возмещении НДС были устранены. Однако та неопределенность, которая существовала в решении данного вопроса, и дефицит влаги весной, к сожалению, сыграли свою роль в формировании предпочтений аграриев относительно посевной 2020 г.», — подытожила эксперт.
Погода и цена
Изменение климата, недостаток влаги и весенние засухи — это, пожалуй, одна из главных причин, по которой аграрии отказываются от выращивания сои и переходят на более «легкие» в выращивании культуры — подсолнечник, кукурузу и пшеницу.
Так, руководитель «Рост Агро» Максим Бернацкий рассказал нам, что в этом году на неполивных землях сократил производство сои на 80%.
«Если раньше мы сеяли 1200 га сои на неполивных землях, то в этом году сократили посевные площади до 200 га. На поливных землях площади посевов сои не сокращали — оставили 600 га», — отметил он.
По его словам, за последние пять лет только один год по сое был прибыльным, последние два были убыточными. Именно урожай 2019 года стал поводом для того, чтобы сократить посевные площади под сою на неполивных землях.
Действительно, сегодня границы регионов выращивания сои в Украине изменились и поднялись севернее. Так, по информации Ассоциация «Дунайская Соя», в этом году в пятерку регионов, где больше всего было выделено посевных площадей под сою, входят Полтавская (140,06 тыс. га), Хмельницкая (132,83 тыс. га), Киевская (122,98 тыс. га), Винницкая (118,81 тыс. га) и Житомирская области (113,59 тыс. га).
Как отметил агроном-консультант Ассоциации «Дунайская Соя» Николай Быков, примерно с 2014 года к областям, где выращивают сою, присоединились западные регионы Украины. Также он отметил, что урожайность сои в стране за последние годы уменьшилась на 0,05 т/га.
«Впрочем, кроме засухи причиной этого является плохое использование удобрений, неправильный подбор сортов в соответствии с этими изменениями, неправильное использование удобрений, которое часто базируется на том, что соя как азотфиксирующая культура должна сама себя обеспечивать азотом», — добавил Николай Быков.
Помимо неблагоприятных климатических факторов на сокращение посевов оказало влияние падение внутренних цен на сою в прошлом году.
«В прошлом году у нас было проседание в ценах по сое. Поэтому в текущем году мы вынуждены были увеличить посевы подсолнечника. Если в 2019 г. посевные площади занимали 20% от общего зембанка компании, то сейчас сеем 36%. Посмотрим год-два, какими будут цены на рынке. На 5% — 2 тыс. га добавили и кукурузы. При этом на 7% уменьшили посевы сои», — рассказывал в ходе АгроЭкспедиции. Посевная 2020 главный агроном «Агро-С» (МХП) Виктор Дорошенко.
По этой же причине отказались от выращивания сои и в компании «Росток Холдинг».
«Раньше было порядка 4 тыс. га сои. Но в текущем году от нее отказались, так как цены сыграли свою злую шутку», — рассказал главный агроном агрохолдинга Юрий Лебедев.
Низкая цена стала одной из причин, по которой начали сокращать посевы под сою в группе компаний «Агрейн». Как нам рассказал заместитель главного агронома Тарас Корниенко, еще три года назад в агрохолдинге под эту культуру выделяли до 10 тыс. га.
«Постепенно начали заменять сою кукурузой. На это решение повлияло в том числе и появление болезней в севообороте. В прошлом году на семенах обнаружили бактериоз. Поэтому решили на 1 тыс. га посеять 6 сортов сои и подобрать 2-3 сорта, которые будут иметь высокую урожайность. К сожалению, высокой урожайности так и не получили — около 26 ц/га. В довершение к этому в последние несколько лет на сою была низкая цена. Мы в этом году посеяли сою, но на следующий год сняли эту культуру из севооборота», — отметил Тарас Корниенко.
Он также добавил, что если раньше агропредприятия использовали американский севооборот соя-кукуруза, то постепенно начали переходить на украинский — подсолнечник-кукуруза.
Не верит в перспективы сои по-украински и генеральный директор компании «Кернел» Евгений Осипов. В интервью проекту «Бегущий банкир» он заметил, что в глобальном плане по этой культуры мы не конкурентны.
«По сое мы не можем конкурировать. Потому что уникальные условия, которые есть для сои в Северной и Южной Америке — мы с ними не можем бороться. Мы можем стабильно собирать 3,5-до 4 т подсолнечника. А они могут 3,5-4 т — сои. А мы не способны, какой-то год выскочим на 4 т, а потом на 1,5 т упадем. Такой у нас климат. И, соответственно по сое мы так конкурировать не можем», — сказал он.
Нынешний сезон ознаменовался обострившейся конкуренцией между переработчиками и экспортерами, что повлекло за собой рост цен на сою на внутреннем рынке.
Но на рынке уверены, что это ситуативное явление. Объясняя рост цен, Юрий Шлончак отметил, что под конец сезона владельцами сои были преимущественно крупные компании, которые сдерживали продажи на внутреннем рынке. Несмотря на то, что с февраля экспорт сои начал снижаться, отсутствие достаточного предложения сырья на внутреннем рынке заставляло переработчиков поднимать цены закупки.
Зерно Он-Лайн
agrinews.com.ua