Середина лета - самое время делать прогнозы на урожай нынешнего сезона.
Казахстанские крестьяне отмечают: последствия холодной весны ощущаются до сих пор, и не ждут ни высокого объёма, ни хорошего качества зерна. При этом себестоимость пшеницы растёт из-за последствий глобального изменения климата, отмечает Forbes.kz.
Ведь новые погодные реалии заставляют крестьян применять различные технологии защиты растений, что обходится из года в год всё дороже.
Неутешительный прогноз
Международный совет по зерну в июльском обзоре снизил прогноз глобального производства пшеницы и ячменя в нынешнем сезоне до трёхлетнего минимума из-за сложных погодных условий. Ожидается, что Казахстан соберёт 17,8 млн тонн всех видов зерновых культур против 19,3 млн годом ранее. Урожай в России прогнозируется на уровне 111,9 млн тонн (127,5 в 2017). Непосредственно пшеницы Казахстан произведет 13,7 млн тонн (14,8 в 2017), а Россия – 70,9 млн тонн (против 84,9 в 2017).
В связи с этим экспортные поставки Казахстан сократятся по сравнению с прошлым сезоном на 1,1 млн тонн и составят 8,4 млн. Россия же поставит на внешний рынок 44,8 млн тонн, что на 6,8 млн тонн меньше 2017.
Для рынка Казахстана этот прогноз, однако, не особо положительный. Да, российского зерна ожидается меньше, но его объема всё же будет достаточно, чтобы составить конкуренцию казахстанскому. Так что вполне возможно падение цен к началу массовой жатвы. Хотя сейчас пшеница и подорожала: за тонну зерна хорошего качества покупатели предлагают 50–52 тыс. тенге против 42 тыс. тенге весной.
Виктор Берент, директор хлебоприёмного пункта «Ак Нура ХПП» (Карагандинская область), считает, что ситуация с реализацией зерна нынешней осенью будет ничуть не лучше, чем в прошлом году. Напомним, что из-за рекордного урожая пшеницы в России у казахстанских переработчиков возникли проблемы с транспортировкой муки на экспорт из-за нехватки вагонов. В конечном счёте это привело к затовариванию пшеницей внутреннего рынка и падению цен.
- Никаких положительных изменений в сравнении с прошлым годом я не жду, - признался Виктор Берент. – И жду возврата прошлогодних проблем. Да, Россия снизила прогноз по урожаю из-за неблагоприятных погодных условий до 110–115 млн тонн. Но даже если у них 100 млн тонн будет, наш рынок почувствует сильное давление. Исходя из этого, думаю, цена на зерно высокого качества нас ждёт от 40 тыс. тенге за тонну. Максимум - 45 тыс. тенге за тонну.
Ценовые ожидания
Крестьянам же необходимо повышение цен даже от нынешних уровней до 55-60 тыс. тенге, поскольку зерно нового урожая будет иметь высокую себестоимость. И дело не только в существенном росте цен на запчасти и подорожании ГСМ на 20–25% в сравнении с прошлым годом. Аграрии всё явственнее отмечают последствия глобального изменения климата. Меры по адаптации сельскохозяйственного производства к новым условиям стоят дорого.
Вячеслав Шамардин, директор крупного зерносеющего хозяйства «Жана Ай» (Карагандинская область), говорит, что в нынешнем сезоне впервые за свою многолетнюю практику не может понять и оценить, как идёт развитие зерна. А, значит, не может и дать прогноз, какой урожай по объёму и качеству получит осенью. Причина – странности погоды.
- Весна к нам пришла на десять дней позже нормы, - объяснил Вячеслав Шамардин. – Об этом мы можем судить по сорнякам, которые нынешней весной из почвы вылезли после 25 мая, хотя обычно – 15-го. И дальше всё так и идёт: лето пришло тоже на десять дней позже, потому что сейчас, в середине июля, у нас фаза трубкования пшеницы, хотя обычно это происходит в начале месяца. По нормам, сейчас уже вовсю должно идти колошение. Так что созревание хлебов затянется. Для нас каждая неделя важна, а две недели задержки - критичны. Если осень придёт вовремя, мы не успеем закончить жатву в оптимальные сроки. Это – потери объёма и качества зерна из-за ранних холодов и осадков.
Разбираться в капризах природы аграриям приходится на ходу. Поскольку ситуация, с которой они столкнулись, никогда раньше не возникала, то у них нет опыта, который позволял бы действовать на опережение в решении проблем. Как следствие, развитие зерновых идёт вразнобой, состояние посевов на разных участках сильно отличается друг от друга в зависимости от рельефа местности, состава почв и прочих факторов. Где-то пшеница стоит неплохо, а где-то вообще пропала. В любом случае эта неравномерность приведёт к проблемам во время уборки.
Факторы себестоимости
Конечно, в попытках выровнять ситуацию крестьяне применяют различные агротехнологии. И это ложится в себестоимость зерна.
Начнём с того, что поздняя весна не позволила провести предпосевную обработку полей гербицидами. Так что вести химпрополку пришлось позже, уже по вегетации, а это – более дорогая химия.
После этого июнь вдруг озадачил проливными дождями. И это вполне согласуется с данными Казгидромета, отслеживающего изменения климата на территории страны: согласно выпущенному в мае бюллетеню синоптиков, уровень осадков в стране растёт на 1,9% каждое десятилетие. Причём процесс этот неравномерный, и наибольший рост влажности ощущают на себе именно северные регионы, составляющие зерновой пояс страны.
Так вот, в центральном Казахстане осадков за первый летний месяц выпало в два с половиной раза больше среднемноголетней нормы. Казалось бы, это могло стать плюсом. Но возник нюанс: вода легла на холодную после мая почву, и возникло «замыкание» - пашня заклёкла, то есть стала заскорузлой. Нарушился воздухообмен и приток питательных веществ. Это привело к пожелтению посевов на многих участках, особенно низинных. Опытный аграрий, специалист по защите растений Андрей Бирюков советует в этой ситуации поддержать растения смесью стимуляторов роста и микроудобрений. Они помогут справиться со стрессом и укрепят растения. Конечно, эта операция требует вложений, хоть в перспективе и окупается благодаря гарантированной прибавке к урожаю.
Кроме того, повышенная влажность обострила риск распространения стеблевой ржавчины, и крестьяне вынужденно провели обработку фунгицидами. Это ещё она серьёзная статья расходов.
Ну и, конечно, больше всего потратиться аграриям придётся на проведение осенних полевых работ. Уже сейчас понятно, что жатва будет сложной и дорогой, ведь уборка в нынешнем году рекомендуется раздельная. Это метод, состоящий из двух фаз. В первой идёт скашивание хлебов с укладкой их в валки для дозревания зерна. Во второй - подбор валков и обмолот зерна. С одной стороны, это позволяет избежать осыпания части урожая и получить зерно более высокого качества. С другой, расходы на горючее намного выше, ведь технику нужно выводить в поля дважды. А это отражается на себестоимости зерна.
Критичность качества
Одно из последствий глобального изменения климата – резкое очерчивание погодных контрастов даже в течение одного сезона. Поэтому у учёных есть все основания ожидать, что после холодной и влажной первой половины лета вторая будет засушливой и жаркой. Это – основной фактор риска для формирования урожая.
- То, какой мы получим урожай, окончательно будет определяться в начале августа, во время налива зерна, - сказал Николай Ющенко, руководитель научного отдела Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции. – Могу провести параллель с 1979 годом, когда также выпало много осадков в первой половине лета, и зелёная масса выросла мощная. А на период налива пришлась засуха, и зерно получилось мелкое.
Такой же риск крестьяне видят в нынешнем году, что подтверждают прогнозы синоптиков о скором приходе аномально высоких температур. Прогноз схож по всему Казахстану и многим регионам России – ожидаются жара и засуха.
- Это очень плохо для налива зерна и формирования корнеплодов у овощей, - отметил Андрей Бирюков. - Остатков влаги хватит лишь на короткое время, и, если в начале августа дожди не пройдут, мы получим проблемы с формированием урожая. То же самое – с температурой, ведь при жаре выше 24 градусов картофель не развивается вообще и зерновые стоят, как законсервированные. Причем даже если поля будут на поливе, жара не даст растениям развиваться. Вполне может повториться ситуация 2016 года, когда в первой половине лета было много обильных дождей, а в конце июля, в момент формирования колоса, ударила жара. В итоге всё зерно получилось щуплым, с низкой натурой, клейковины в нём было мало. И крестьяне не знали, куда его девать.
Качество зерна – критичный вопрос для казахстанской пшеницы. Ведь нести высокие транспортные расходы на её экспорт из Казахстана имеет смысл только тогда, когда оно представляет интерес для переработчиков за счёт повышенного содержания клейковины. Не будет качества – не будет и спроса. Большой объём зерна останется внутри страны и обрушит цены на внутреннем рынке, как это случилось в минувшем году, когда во время уборки цена на пшеницу доходила до 45 тыс. тенге за тонну, а потом снизилась до 38 тыс.
Зерно Он-Лайн
agrinews.com.ua