Высокоолеиновый подсолнечник в Украине непопулярен и, несмотря на то, что украинские аграрии в последние годы начали его внедрять в производство всё активней, навряд ли в ближайшее время тенденция их наращивания сохранится. Об этом сообщила главный редактор информационного агентства "Эксперт Агро" Валерия Листопад в интервью газете "Бизнес".
Как считает В. Листопад, это связано с рядом причин, в числе которых – низкая информированность о его преимуществах и слабая тенденция к здоровому питанию со стороны конечного потребителя, низкая культура агропроизводства в целом и нецелесообразность выращивания в мелких фермерских хозяйствах (ввиду отсутствия возможности пространственной изоляции от полей с обычным подсолнечником и четкого соблюдения агротехнологий), малочисленность отечественного посевного материала наряду с дороговизной (на $30-40/т) и низкой адаптированностью к условиям Украины импортного, а также проблематичность хранения товарных семян отдельно от других партий.
В сложных экономических условиях, которые имеют место на данный момент в Украине, при сложившихся низких ценах на подсолнечное масло в глобальном масштабе и отсутствии перспектив их роста, учитывая снижение маржи переработки подсолнечника третий сезон подряд, украинские переработчики, скорей всего, будут ориентированы на приобретение более дешевого сырья ввиду экспортной направленности сбыта масла, нежели более дорогого, хоть и другого уровня качества. Тем более, что основная доля поставок нерафинированного подсолнечного масла осуществляется в страны азиатско-тихоокеанского региона с низкой культурой здорового питания.
Приобретение высокоолеинового подсолнечника могло бы заинтересовать предприятия, имеющие полный цикл - от переработки семян до переработки масел, например производителей маргарина. Изменённый состав масла делает его более экономически выгодным при его изготовлении, т.к. сокращает затраты энергии (по оценкам, на 10-15%), а также увеличивает срок хранения готового продукта, учитывая более высокую устойчивость к окислительной порче. Но, опять таки, в нынешних условиях насыщенности внутреннего рынка маргпродукции и прекращения экспорта в Россию, на долю которой приходилось до 80% общего объема экспортных поставок, повышение цен на готовую продукцию ввиду закупок более дорогого сырья нецелесообразно.
Таким образом, чтобы активно внедрять высокоолеиновый подсолнечник в производство в Украине, необходим баланс интересов селекционеров, аграриев, переработчиков и конечного потребителя, считает Валерия Листопад.
Инф. proagro.com.ua
agrinews.com.ua