В ЕС настало время, когда стабильность банковской системы важнее прав граждан на собственность.
Европарламент
одобрил законопроект, согласно которому с 2016 года банки смогут брать
средства со счетов объемом от 100 тысяч евро в случае ухудшения
финансового состояния. Однако, согласно документу, средства на счетах
объемом до 100 тысяч евро останутся нетронутыми. При этом деньги крупных
вкладчиков разрешат использовать только в крайнем случае, после того,
как будут исчерпаны другие источники финансирования: средства акционеров
и держателей облигаций.
Кипр задает новый тренд: "Было твое, а стало наше"
Данное законодательное изменение стало последствием кипрского кризиса, когда островное государство, находясь "в долгах как в шелках", не смогло самостоятельно потушить банковский пожар. В итоге два самых крупных банка вынуждены были заморозить счета своих клиентов, а правительство ввело налог на депозиты. Как следствие, вкладчики потеряли от 20% до 50% вложенных средств.
В еврозоне существенно обеспокоились этим фактом, по все же приняли волевое решение, что спасать банки государство больше не будет. "Сначала должны понести расходы акционеры и держатели облигаций, и только потом вкладчики", — говорится в сообщении ЕС.
Причиной столь быстрого реагирования со стороны законодателей стало то, что все понимают, что вслед за кипрскими проблемами последуют проблемы Испании, Ирландии, Португалии и, возможно, Италии, но тогда средств правительств этих стран и стабфонда всем не хватит. На примере Кипра в Евросоюзе решили проверить, какова будет реакция на так называемую "конфискационную реформу".
Удар по мировой экономической модели
Большинство экономических постулатов гласят, что банки — это надежнейший и устойчивейший инструмент защиты денег. Однако с 2013 года, видимо, это стало не так. Даже юридические нормы о невозможности ухудшения экономических условий "задним числом" были попраны. Видимо, кризис настолько серьезный, что приходится отказываться от ранее декларированных основ, на которых строилась современная экономическая модель.
Проблемы вкладчиков — это их проблемы, а не государства
Права на собственность теперь никто не будет защищать государственным кошельком. Проблема нестабильности выбранного банка — это проблема вкладчика, что в общем-то логично. Можно сказать, что данные изменения — это сигнал всем проблемным банкам, что их спасать больше не намерены. Ушло время, когда банки могли, пролоббировав законодательство, активно увеличивать кредитные мультипликаторы, принимать на себя значительные риски, получать огромный доход, выплачивать непомерные бонусы топ-менеджменту — и им за это ничего не было. Теперь в случае проблем, спасать их будут не за счет налогоплательщиков, а за счет акционеров и вкладчиков.
Что стоит ожидать
Теперь вопрос, какой удар по банковской системе нанесет данное нововведение? Начнет ли население массово забирать свои деньги со счетов?
Как предполагают европарламентарии, паника случиться не должна, так как в Брюсселе утверждают, что деньги крупных вкладчиков разрешат использовать только в крайнем случае, после того как будут исчерпаны другие источники финансирования. К тому же, по их словам, эти меры приведут к очищению рынка от неэффективных банков, а соответственно концентрации капитала в надежных финучреждениях. А это значит, что большинству банков южных стран придется не сладко, так как их вытеснят более крупные игроки из стран-локомотивов европейской экономики.
Конечно, для BNP Paribas, DeutscheBank, HSBC, Barclays PLC — это тоже сигнал, что на решение их проблем денег в стабфонде нет. Но для них это также возможность заработать на нестабильности их более мелких конкурентов. Судя по инициаторам нового закона о спасении банковской системы, можно сделать выводы, что английские, французские и немецкие банки будут иметь больше шансов заполучить капиталы вкладчиков, неуверенных в своих финучреждениях. К тому же не стоит забывать об интересах страховых компаний, которые смогут нарастить количество своих клиентов за счет увеличения продаж полисов страхования крупных депозитов.
Однако если даже в одной конкретно взятой стране произойдет банковская паника и население массово будут изымать деньги из банков, то все эти меры "крайнего случая" станут реальностью, что повлечет за собой коллапс банковской системы и, соответственно, привет к тому, от чего законодатели и пытались себя оградить.
Определенно точно можно сказать лишь то, что вкладчики начнут дробить свои вклады и расширять число банков с которыми будут сотрудничать дабы обезопасить свои инвестиции и не попадать в число участников возможной "конфискации". Также однозначно можно сказать, что рассматривать банковский депозит как практически безрисковое вложение капитала экономисты теперь не смогут, таким образом, включая проблемы с гособлигациями, безрисковых активов в мире практически не осталось.
Михаил Василенко
Инф. delo
agrinews.com.ua