О том, что грядет новое повышение цен на топливо предостерегает Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов Украины. Аналитики этой структуры считают, что правительство под видом борьбы с монополизацией рынка может увеличить размер пошлины на импортное горючее. А это повлечет за собой скачок цен на бензин А-95 до 11 гривен за литр. То есть более чем на 20 % от нынешней стоимости. Например, если сегодня бензин этой марки в крупных городах Украины можно купить, скажем, за 8.90 грн., то на заправку бака объемом, допустим, 50 литров у владельца авто уйдет 445 гривен.
После гипотетического подорожания заезд на заправку опустошит кошелек автолюбителя уже на 550 гривен. Есть над чем задуматься, особенно тем, кто использует автомобиль не в режиме "раз в неделю съездить за покупками". Впрочем, после прогнозируемого повышения цен в категории таких водителей, похоже, ожидается пополнение - не каждый семейный бюджет выдержит такую нагрузку.
В Ассоциации считают, что избежать повышения акциза можно и нужно. Но для этого необходимо сделать ряд действий. Например, сместить акцент правительственной политики с ценового давления потребителей на стимулирование отечественных НПЗ к реконструкции и производству более качественного бензина.
Почему это неминуемо произойдет рост цен на заправках, объяснил вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик. "Идет повышение цен, потому что украинские НПЗ, во-первых, в нынешнем состоянии не могут давать качественный бензин. Российский и белорусский бензин намного выше качеством. Во-вторых, они не могут покрыть потребность внутреннего рынка", - сообщил он.
В данной сфере эксперт отметил даже ему непонятные вещи, однако дал однозначный прогноз - бензин дорожать будет. "На нефтяном рынке творятся странные дела, когда в течение нескольких месяцев одна фирма завозила топливо без пошлины, без уплаты налогов, а потом вдруг ставится вопрос о том, что надо рынок закрывать, хотя за несколько месяцев бюджет потерял на этом несколько миллиардов гривен. Естественно, это выльется в повышение цен", - отметил Александр Кошик.
Иного мнения придерживается директор Института трансформации общества Олег Соскин. "У нас нет национальных производителей. Практически все наши заводы принадлежат российским транснациональным компаниям. У нас есть частично государственный завод - "Укрнафта", и все. Люди просто покупают импортную нефть и здесь зарабатывают хорошие деньги", - рассказывает он.
"Я считаю, что пошлину увеличивать нельзя, потому что это будет удар по нам с вами, по обычным гражданам. Плюс сразу же колоссально увеличатся цены на все остальное - на продукты питания, на услуги, потому что цена на нефтепродукты содержится в ценовой матрице любого продукта. Надо, наоборот, демонополизировать данную структуру и дать возможность всем желающим поставлять нефтепродукты на рынок Украины без каких-либо пошлин", - предложил Олег Соскин.
Тем не менее, лидер ПСПУ Наталья Витренко прогнозирует, что правительство пойдет именно по пути увеличения пошлин, поскольку имеет огромную дыру в бюджете - треть его доходов надо отдавать по кредиту МВФ. "Учитывая то, что они не собирают ожидаемых налогов, они пойдут по самому тупому, по самому простому пути - по пути увеличения акцизов, пошлин, поборов", - прогнозирует она.
Политик считает, что операторы рынков имеют полное право на возмущение. "Вместо того, чтобы совершенствовать свое производство на своей территории и сделать все для удешевления бензина, они будут, как временщики: пытаться сегодня собрать сливки, чтобы залатать дыру. Их совершенно не волнует, что это тяжелейшим образом ударит по всем пользователям транспорта, а это значит, что будет новый виток роста цен. И то, что сельское хозяйство не сможет нормально провести посевную, их это тоже не волнует. У них типичное поведение временщиков - день отстоять и ночь продержаться", - негодует Наталья Витренко.
Немного по-другому предлагает поступить, но также обойтись без повышения пошлин, экс-руководитель Фонда госимущества Валентина Семенюк-Самсоненко. "Нужно в первую очередь стимулировать своего производителя, потому что свой производитель создает рабочие места, платит налоги, дает возможность регуляции на рынке продуктов. Поэтому я считаю, что нужно не пошлину регулировать, а регулировать и через имущественные отношения через управление, включая систему выброса", - заявила она.
Плюс к этому - адекватный контроль над качеством ввозимой в страну продукции. "Второй вопрос - это в первую очередь защищать свой рынок, контролировать качество и ввозимых, и вывозимых продуктов", - дополнила Валентина Семенюк-Самсоненко.
Несмотря на это, все же прогнозирует повышение цен директор донецкого филиала Национального института стратегических исследований Юрий Макогон, причем отмечая, что повышение это будет существенным. "Цена всегда возрастает не на ту сумму, на которую возрастает тариф, потому что сразу же прикрываются риски и т.д. Я в таких случаях говорю, что идет рост не в прямой зависимости, а в геометрической прогрессии", - предупредил он.
Реакция, по словам эксперта, будет привычной: люди "затянут пояса", может быть, первые 2-3 дня повозмущаются - а потом все завертится снова. "Изменить перспективу роста цены на бензин у нас нет, потому что мы импортозависимое государство. По импорту нефтепродуктов ситуация в мире сложная. У нас сейчас идет рост нефти по мировому рынку в целом. Уже преодолен 100-долларовый рубеж на барреле нефти, в том числе и по причине политических рисков, возникших в северо-африканских республиках. Кроме того, все забывают еще об одном - об инфляции гривни, то есть не цена растет, а обесценивается гривня. И надо помнить, что у нас теневая экономика, а нефтерынок - это его составляющая часть", - объяснил Юрий Макогон.
Экспертное сообщество в целом констатирует, что повышение пошлин является необязательным - можно обойтись и другими методами работы на данном рынке. Но правительство, отмечают они, вряд ли выберет сложный путь. А потому "пострадавшими" окажутся в итоге не только автомобилисты - по их кошелькам придется первый удар. Дальнейшее ценовое цунами затронет уже каждого - потому что продукты и товары, привычно покупаемые в магазинах, в эти самые магазины нужно доставить. Поскольку возят их не на президентских вертолетах, стоимость возрастет за счет увеличения затрат на доставку. То же самое и с общественным транспортом - прежде всего, автобусами и такси. В общем, перспективы для обычных граждан вновь вырисовываются мрачные. По материалам From-UA
Инф. mignews
agrinews.com.ua