Китайские компании хотят купить украинские технологии по производству проката из титановой губки. Отечественный бизнес видит в этом выгоду, считая, что таким образом будет создана альтернатива госхолдингу «Титан Украины»Крупнейшие китайские металлургические компании Kunming Iron&Steel Group и Huaxia Special Metalls Group ведут переговоры с украинскими производителями титанового проката.
Китайские компании хотят купить украинские технологии по производству проката из титановой губки. Отечественный бизнес видит в этом выгоду, считая, что таким образом будет создана альтернатива госхолдингу «Титан Украины»
Крупнейшие китайские металлургические компании Kunming Iron&Steel Group и Huaxia Special Metalls Group ведут переговоры с украинскими производителями титанового проката. Основная цель, которую преследует китайская сторона, — покупка у Украины технологий, позволяющих производить прокат из титановой губки, а также создание СП для его производства. Украинские же частные компании заинтересованы в том, чтобы, во-первых, иметь доступ к сырьевой базе Китая — в этой стране находится около 40% мировых запасов титана. Во-вторых, сотрудничество с Китаем — это возможность привлечь инвестиции в развитие своего бизнеса, который эксперты характеризуют как очень перспективный: титан используется в стратегически важных для ведущих стран мира отраслях — авиастроении и акосмической отрасли.
В украинских компаниях информацию о том, что к ним обращались представители китайских титановых производителей, подтверждают. «Сейчас ведутся переговоры по созданию новых электронно-лучевых печей и совместному производству титанового проката», — заявили «ДЕЛУ» представители крупнейшего в Украине производителя титановых слитков — компании «Антарес». Тем не менее озвучить сумму, которую Китай готов заплатить за украинскую технологию, на заводе отказались. По информации «ДЕЛА», стоимость одной печи составляет от $5 млн. до $12 млн. в зависимости от комплектации. Общая же сумма внедрения технологии на производстве оценивается в $40-50 млн.
Тем не менее, по мнению экспертов, основной причиной, побудившей отечественные предприятия вести переговоры с Китаем, стало стремление избавиться от государственной монополии на основное сырье для производителей титана — титановой губки. Сегодня ее основным производителем является государственный Запорожский титаномагниевый комбинат. По сути, предприятие является монополистом на украинском рынке, что позволяет ему диктовать свои условия поставок сырья, а это далеко не всегда устраивает частные компании. В результате им приходится импортировать необходимое сырье по более высоким ценам, чем на внутреннем рынке.
К тому же по инициативе правительства в Украине создается госхолдинг НАК «Титан Украины». В рамках этого проекта запорожский комбинат ввел в эксплуатацию собственную печь для производства титановых слитков. Также в состав холдинга войдут два ГОКа, производящих титановую руду, — Иршанский и Вольногорский. Таким образом, правительство создаст госкомпанию практически с полным циклом производства — от добычи руды до выпуска титановых слитков. И продавать титановую губку частным компаниям у запорожского предприятия не будет необходимости.
Для частных компаний это может обернуться проблемой с закупкой сырья. И Китай в такой ситуации может стать альтернативным рынком. К тому же цены на китайскую титановую губку сегодня ниже украинских. В Поднебесной за тонну губки требуют $5-6 тыс., на запорожском предприятии — $7 тыс. До сегодняшнего дня единственной проблемой, мешающей договориться с производителями титановой губки в Китае, была специфика рынка: количество производителей очень ограничено, и все поставки продукции законтрактованы на несколько лет вперед. Теперь, очевидно, желая получить украинские технологии производства титанового проката, китайские компании будут готовы идти на уступки украинцам.
К тому же недавно Китай заявил о своих амбициях в авиастроительной отрасли. Как сообщало «ДЕЛО» (№908 от 28.09.09 г.), представители украинского авиастроительного концерна «Антонов» ведут переговоры с китайской авиационной корпорацией AVIC о создании совместного предприятия. По информации «ДЕЛА», это СП должно стать базой для будущего производства самолетов Ан-70 в Поднебесной. Интерес Китая к авиастроению свидетельствует о том, что эта страна претендует стать одним из стабильных потребителей титанового проката.
Инф. delo
agrinews.com.ua