В интервью украинской службе Би-Би-Си британский эксперт отметил, что причиной обеспокоенности инвесторов являются не только действия на рынке горючего, которые были раскритикованы многими обозревателями как нерыночные, но и общая неопределенность. Ранее Дж.Шерр заявлял, что эта неопределенность является сигналом для западных инвесторов, что думать об инвестициях в Украину можно только после парламентских выборов 2006 года.
Он отметил, что это заявление – его личная точка зрения, а “инвесторы будут смотреть на условия. После революции у них были очень большие надежды на правительство Ющенко, что будет заложен фундамент систематического и практического сотрудничества в областях, которые касаются усиления законодательной базы, обеспечения необходимых прав собственности.
Это те вещи, которых они ожидали от Украины и которых будут ожидать. Но то, что они видят сейчас, приводит к обеспокоенности. Они видят отсутствие стратегии, они видят знаковую для вопроса прав собственности тему реприватизации, где нет единства между Президентом, премьер-министром и основными политическими оками”. По словам Дж.Шерра, “люди надеялись, что после прихода к власти Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко они отойдут от субсидий, от контроля, от бюрократии, от регулирования, от вмешательства. Но первые шаги правительства были сделаны в другом направлении”. Нерыночные шаги правительства, по его мнению, привели и к непредоставлению Украине Евросоюзом статуса страны с рыночной экономикой.
По словам британского эксперта, “решение о статусе рыночной экономики не может быть принято на декларациях, оно должно быть принято на конкретных шагах. Но шаги правительства были сделаны в другом от рыночного направлении. И многие люди в Евросоюзе просто застигнуты, что теперь они не могут сказать – конечно, Украина – это рыночная экономика, поскольку теперь они не убеждены в дальнейших шагах правительства".
Вместе с тем Дж.Шерр отметил, что в вопросе либерализации визового режима между Украиной и Евросоюзом почти не осталось преград.
Что касается быстрой интеграции Украины в НАТО он назвал такие перспективы чрезвычайно хорошими. Правда, по словам Дж.Шерра, только при одном условии – реформе сектора безопасности. Эксперт считает, что негативным здесь является то, что СБУ слишком замкнула на себе власть, а СНБО неспособен быть координирующим органом безопасности. "Скорость продвижения в НАТО зависит от Украины. И зависит не только от глубины оборонной реформы, которая, по моему мнению, продвигается в очень систематическом, серьезном и положительном направлении. Несмотря на все сопровождающие проблемы, НАТО заинтересовано в реформе украинской безопасности сектора в целом. А здесь, опять же, поступают разные сигналы, декларируются разные намерения. Когда я говорю о секторе безопасности, я имею в виду не только Министерство внутренних дел, но и Службу безопасности Украины. Относительно украинского МИД, здесь понятно, что во главе его очень демократически настроенное руководство, которое со всех фронтов пытается бороться с коррупцией.
Относительно СБУ, те заявления и шаги, которые были сделаны, наводят на мысль, что некоторые из тех положительных сдвигов, которые происходили при господине Смешко, могут быть пересмотрены. Как результат – концентрация власти там, где власть должна быть ослаблена и демократизирована. Но важнейшее для НАТО – видеть, что существует система, которая бы все это координировала. Конституционно это означает мощный Совет безопасности и обороны. Сегодня же он не работает хорошо и эффективно. Но если Украина будет готова работать с этими проблемами, перспективы присоединения к НАТО в короткие сроки являются очень хорошими”, - сказал Дж.Шерр.
УНИАН
agrinews.com.ua