Необходимость исследования рынка PR в Украине была вызвана отсутствием объективной информации о рынке, его объемах, сегментах и тенденциях, что негативно отражается на выборе пиар-партнера для клиентов, а также затрудняет работу специализированных PR-структур. С целью решения проблемы в сентябре 2006 года Publicity Creating обратилась с открытым письмом к профессиональным объединениям (UAPR, PR-Лига), а также к операторам рынка, в котором предложила провести комплексное исследование рынка PR в Украине. Инициатива Publicity Creating была поддержана Бюро Маркетинговых Технологий. После консультаций было принято решение провести исследование в январе-феврале 2007 года. Финансирование проекта осуществлено Publicity Creating и Бюро Маркетинговых Технологий. Непосредственным исполнителем работ выступил департамент исследований Бюро Маркетинговых Технологий.
Как заявила в ходе презентации итогов исследования директор по стратегическому планированию «Бюро Маркетингових Технологий» Нина Рохманюк, объем украинского рынка PR-услуг составляет не менее $60 млн. в год. «При этом, - отметила эксперт, - клиенты зачастую являются более инновационными, чем PR-агентства, требуя не просто размещения статей на правах рекламы, а действительно управления образом компании с помощью СМИ и других инструментов влияния».
По мнению генерального директора компании стратегических коммуникаций Publicity Creating Валерия Курейко, в ближайшие годы выделиться тройка крупных оков, которым будет принадлежать от 10 до 20% рынка каждому. «PR-агентства должны понять, что для развития рынка нужно не только поднимать проблему и обсуждать ее, но и вкладывать финансы. Агентства, претендующие на звание лидера, должны продвигать и себя, и отрасль», - подчеркнул он.
По словам управляющего партнера, директора по стратегии и креативу Publicity Creating Русланы Плис, исследование показало, что клиенты требуют четкого разделения понятий «реклама» и «PR» и ждут от PR-агентств профессиональной работы, соответствующей западным стандартам. «Операторы PR-рынка и общественные организации должны занять более четкую позицию. Рынок PR больше не может быть придатком к рекламному – это серьезно замедляет развитие PR – отрасли», - сказала она.
«Значимость данного исследования для всех участников PR-рынка еще более возрастет, если в следующем году будет проведено новое исследование, прослеживающее динамику и тенденции отрасли, - сказал руководитель департамента исследований Бюро Маркетинговых Технологий Алексей Ганюков. - Тот факт, что рынок PR исследуется, еще одно свидетельство того, что он постепенно становиться цивилизованным».
Исследование проводилось методом экспертного интервью face-to-face среди представителей крупных компаний, работающих на финансовом, строительном, автомобильном, FMCG и других рынках. В ходе исследования было опрошено 60 представителей компаний, непосредственно отвечающих за PR-деятельность. В исследовании принимали участие только компании, которые заказывали пиар-услуги у внешних структур и планируют заказывать их в дальнейшем.
Анкета содержала более 35 вопросов, касающихся таких направлений:
• организация PR-деятельности в компаниях (наличие, численность, подчиненность PR-отдела);
• знание агентств;
• структура PR-услуг (какие услуги относятся к PR, что применяют компании в своей деятельности, что осуществляют самостоятельно, а какие услуги – покупают у внешних структур);
• проблемы, с которыми сталкиваются компании при работе с внешними структурами»;
• преимущества и недостатки работы с основными видами поставщиками PR-услуг (специализированные PR-агентства, PR-отделы крупных РА), преимущества и недостатки самостоятельной работы;
• оценка качества предоставления PR -услуг на украинском рынке;
• практика проведения тендеров на PR –обслуживание;
• величина годового PR-бюджета;
• стоимость PR –услуг;
• оценка ситуации и перспективы развития рынка (какие изменения хотелось бы увидеть в ближайшее время, что мешает более эффективной работе).
Справка.
Бюро Маркетинговый Технологий работает на украинском рынке с 1999 года. Как агентство полного цикла, Бюро имеет несколько департаментов: маркетинговых исследований, разработки стратегий, создания и проведения рекламных кампаний, PR-департамент. Среди клиентов Бюро такие компании как Skoda, Воля-кабель, Sun Interbrew, BASF, Bionorica.
Publicity Creating успешно работает на украинском рынке более 9 лет, специализируется в области стратегических коммуникаций и PR. Среди заказчиков – крупные украинские производители, представительства иностранных компаний, специализированные компании в более чем 15 направлениях бизнеса.
E-NEWS agrinews.com.ua