• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • "Лунная походка" Виктора Ющенко
    Опубликовано: 2006-02-02 12:30:00

    «Любi друзi! Вже минув рiк» - мысленно репетирует президент свое очередное обращение к народу. Затем чешет затылок и думает - «Вот «маячня»! Всего год президентствую, а уже столько чепухи намолол». Хорошо бы начать свое вступление с этого популярного анекдота, но в жизни такой сюжет далеко не кажется смешным. Да и потом нельзя сказать, что вся предвыборная программа господина Ющенко развеялась прахом или, как говорят в простонародье, что там «и конь не валялся». Некоторые шаги, во всяком случае, попытки были предприняты. Было, было, уж не сомневайтесь. Пусть и не всегда удачно. Хотя кого интересуют приложенные усилия? Народу нужен результат. Особенно, когда это касается обещаний, произнесенных с пьедестала отныне самого святого для народа и самого политического для политиков места - Майдана.

    Предвыборная программа «10 кроків на зустріч людям», тогда еще только кандидата в президенты, Виктора Андреевича Ющенко не особенно отличалась и отличается от остальных. Но был «козырь», самоцель которого была убедить людей в том, что «Так!». Что «Вiримо! Знаємо! Можемо!». Этим фактором, несомненно, был опыт работы кандидата в экономических структурах, а частности на должности Председателя Национального банка. Ющенко поверили и поддержали. А уж от ответственности за свои слова перед народом никуда не спрячешься. Итак, «шаг за шагом» резюмируем год «помаранчевых» преобразований.

    Шаг первый. Рынок труда

    Первый «крок» программы был посвящен рынку труда, а в частности созданию 5 млн. новых рабочих мест. Сюда же были включены пункты, декларирующие достойную зарплату, трудоустройство по специальности для каждого. А также ликвидация препятствий для открытия собственного дела, снижение ставок кредитования и привлечение инвестиций.

    Совершенно очевидно, что такая цифра как 5 млн. остается в в ряду «помаранчевых» грез. На сегодня, по данным Госкомстата (Государственный Комитет Статистики), количество вакантных рабочих мест в декабре 2005-го сократилось на 7,1% и на 1 января 2006-го года составило 186,6 тысяч. С одной стороны, это можно было бы охарактеризовать как рост уровня занятости населения, но с другой стороны этому противоречит тот факт, что вместе с тем вырос уровень безработицы. В настоящее время численность безработных составляет 22,3 млн. особ, что говорит об увеличении уровня безработицы на 0,2%. Только за декабрь количество зарегистрированных безработных составило 881,5 тыс., что свидетельствует о росте уровня безработицы на 8,9%. На 1 января 2006 года эта цифра составляет 3,1%. По данным Международной организации труда (МОТ) среднемесячное количество безработных насчитывает 1,5 млн. особ. Конкурс на одну вакансию увеличился с 4 до 5 человек.

    О дефиците рабочих мест говорит и тот факт, что значительно поднялась востребованность государственных служб занятости, в которые, как правило, люди обращаются исключительно в крайнем случае. За 2005 год услугами этих служб воспользовались 2,9 млн. человек. За декабрь через службы занятости было трудоустроено 53,7 тыс. человек, что на 21% меньше, чем в предыдущем. По причине самостоятельного трудоустройства за декабрь с учета служб было снято 71,5 тыс. особ.

    Общая сумма выплат пособия по безработице за декабрь составила 121,8 млн. грн..

    Если говорить о вопросе заработных плат, то, несомненно, наблюдается их подъем. С января по ноябрь 2005 года средняя заработная плата одного штатного сотрудника составляет 787, 22 грн., что на 35,9% больше чем за аналогичный период 2004 года. Тогда средняя заработная плата составляла 453 грн. Наиболее оплачиваемыми работниками являются сотрудники в сфере авиационного транспорта, финансовых структур и промышленных видов деятельности. Существенно низкой остается зарплата работников сельского хозяйства. В регионах самые низкие зарплаты зафиксированы в Тернопольской области, а самые высокие, как и раньше в городе Киеве. В общем, за 11 месяцев 2005 года реальная заработная плата выросла на 19,2%, в сравнении с 2004 годом.

    Следует отметить, что возросли и доходы населения в целом. Доход на одну особу периодом за январь-ноябрь 2005 года насчитывает 5244,3 грн., против 3816 грн. за 2004 год. В сравнении с предыдущем годом доходы населения выросли на 38,1%.

    Несмотря на наличие этих цифр, нельзя назвать это достижением. Потому как вместе с тем существенно возросли цены. На продовольственном рынке особенно подоали фрукты, сахар, рыба и морепродукты, молоко и молочная продукция, мясо и колбасные изделия. Прирост на продовольственные товары составил 10,7%.

    Среди непродовольственных товаров выросли цены на автомобили и автотовары, печатные издания, моющие средства, строительные материалы, бытовую химию, медикаменты, топливо. Прирост составил на 4%.

    В сфере услуг на 55,6% поднялась стоимость почтовых услуг. На 39,8-18% выросла плата за квартиру, канализацию, проезд в общественном транспорте и стоимость авиаперевозок.

    Итого прирост составил 15,8%.

    Касательно кредитных ставок - крупные кредиты до сих пор доступны не каждому. А банки все еще берут большие проценты. Так что придется ждать, когда на Украине будут введены филиалы иностранных банков, тогда кредитование станет процедурой возможной практически каждому украинцу.

    Иностранные инвестиции в Украину, несомненно, привлечены, и только благодаря поднятию имиджа страны после «помаранчовых» событий. Однако доверие к украинской власти варьируется со стороны западных инвесторов и соответственно это сказывается на их вложениях в украинскую экономику. Особенно, учитывая наличие продолжительного политического кризиса в стране.

    Резюмируя «шаг» первый, можно сказать, что Ющенко «споткнулся». Уровень жизни населения реально не поднялся, потому как тождество «доход-расход» остается на прежнем уровне. Только с другими цифрами. Пункт первый оказался не выполнен.

    Шаг второй. Финансирование социальных программ

    Главный акцент во втором «кроке» президент делал на повышение пенсий по отношению к питочному минимуму, выплату долгов по зарплате, бесплатную медицину. Сюда также было включено оздоровление ветеранов, помощь инвалидам, доступное образование, строительство жилья малообеспеченным семьям и 10-летнее обучение в школах по 5-ти бальной системе.

    В сентябре 2004 года Кабмин повысил размер минимальной пенсии до уровня питочного минимума для нетрудоспособных лиц - 332 грн.. На сегодня задолженностей по выплате пенсий нет.

    По пункту № 2, в котором Ющенко обещал ликвидировать все задолженности по зарплате, приятного меньше. Как сообщает Госкомстат общая сумма невыплаченной заработной платы за 11 месяцев 2005 года увеличилась на 0,2% и на 1 декабря 2005 года составила 1,1 млрд. грн..

    Также есть задолженности по выплате социальной помощи, предусмотренной законом Украины «про государственную помощь семьям с детьми». На 1 декабря 2005 года эта сумма составила 2,7 тыс. грн. (Винницкая область).

    По данным министерств существует задолженность и по стипендиям для студентов, курсантов и учеников. Сумма долга составляет 907,1 тыс. грн., что на 0,1 млн. грн. больше чем приходилось на 1 декабря 2004 года.

    Касательно вопроса о бесплатной медицине, прискорбно, но это уже навсегда останется в далеком коммунистическом прошлом. Медицина по-прежнему обходится дорого. Страны Евросоюза, «породнится» с которыми так стремится Украина, уже давно приобщились к этому факту, прекрасно осознавая, что за хорошее качество нужно хорошо платить.

    Пункт про оздоровление ветеранов особенно ярко выразился в награждении ветеранов «целебными» орденами, да и только. А вот программы помощи инвалидам действительно стали финансироваться и осуществляться чаще. Хотя следует отметить и тот факт, что в бюджете на 2006 год предусмотрены такие пункты как увеличение пенсии военнослужащим в среднем с 928 грн. до 1210 грн., а также увеличение в 3,5 раза пенсии инвалидам-чернобыльцам 1-й группы, с нынешних 273 грн. до 950 грн., 2-й группы – в 2,5 раза, с 273 грн. до 678 грн.». Пока что это только предусмотрено.

    Дальше по «регламенту» - образование. Это по сей день доступно не всем. Диплом о высшем образовании можно, как и раньше, получить двумя способами – быть вундеркиндом и учится за счет государства или же просто стремиться получить знания, но при этом вовремя платить за обучение. Кроме того, если говорить не о ВУЗах, то, несмотря на обещание Ющенко, в школах по-прежнему учатся 12 лет по 12-и бальной системе.

    Строительство жилья малообеспеченным семьям стало пунктом мифическим, потому как в действии этого пока что никто и никогда не видел. Более того, объем строительных работ на протяжении 2005 года сократился на 6,6% по сравнению с 2004-м. Снизили объемы строительства предприятия 19 регионов.

    Подводя итог, можно сказать, что второй «крок» президент сделал, «прихрамывая». Выполненной эту часть программы можно считать в лучшем случае только на ину.

    Шаг третий. Увеличение бюджета

    «Крок» третий был направлен на увеличение бюджета путем уменьшения налогов и вывода на «поверхность» теневой экономики. И, конечно же, борьба с коррупцией, которая трактуется, чуть ли не в каждом пункте предвыборной программы.

    Налог на доходы с физического лица не подвергся преобразованиям. Его цифра так и осталась на уровне 13%. Но упростилась процедура уплаты налогов. А вот попытка отделить бизнес от власти привела к дополнительным конфликтам. И в один прекрасный день господин Ющенко сел за «круглый стол» с бизнес элитой потолковать о наболевшем. Например, о честной уплате налогов, о приватизации, или еще о чем. Случилось сие знаменательное событие еще в период перед приватизацией «Кривостали». О чем шла речь – неизвестно, но ясно одно, переговоры прошли успешно для обеих сторон. А власть так и осталась в тесной связке с бизнесом. Господин Ахметов во второй пятерке «Партии Регионов» прекрасный тому пример. И Порошенко тот еще «экспонат». С шоколадом за пазухой.

    Тут же борьба с коррупцией, которая повлекла за собой массовые увольнения без суда и следствия чиновником низкого уровня. А вот обвинения в коррупции, таких высокопоставленных лиц как Петра Порошенко ни к чему не привели. «Якість підтверджено» временной следственной комиссией Верховной Рады. Пане Зинченко еще и извинятся придется.

    Вообщем, резюмируя, можно сделать заключение, что бюджет увеличить таки удалось. И налогообложение здесь не причем, и олигархи как платили, так платят налоги. Рост бюджета, прежде всего, заслуга металлургического комбината «Кривосталь».

    Долгожданные 24 млрд. 200 млн. грн. «упали на дно казны».

    «Крок» четвертый и президент «поскользнулся». Провал практически во всем.

    Шаг четвертый. Политреформа

    «Крок» четвертый включил в себя политреформу и опять таки борьбу с коррупцией (но второе мы уже проходили). Оппозиционный меморандум толкнул Виктора Андреевича на столь отчаянный шаг. А именно - пожертвовать собственными полномочиями ради правительства Еханурова. Даже Кучму это тронуло, не сдержался Леонид Данилович и прямо на людях от радости расывать принялся «дорогого» Юру. А Ющенко теперь спит и видит как отделать от политреформы. Да не знает пока.

    Этот «крок» можно считать удачным, хоть и не обдуманным.

    Шаг пятый. Безопасные условия жизни

    «Крок» пятый – это защита от природных и техногенных катастроф. Сюда же входят проблемы Чернобыля. Да, и снова таки, борьба с коррупцией, которая сегодня уже не столь актуальна.

    Вероятнее всего анализ этого пункта будет самым коротким. Потому как, помимо пенсий для чернобыльцев, Ющенко сделал только одну вещь – съездил на Чернобыльскую АЭС и понаблюдал за разгрузкой ядерного топлива. А затем как «в воду канул» от греха подальше. «Крок» был неаккуратным. Вступил во что-то. Задача оказалась не выполнена.

    Шаг шестой. Защита семейных ценностей

    «Крок» шестой включает в себя много подпунктов. Главным приоритетом является демографическая ситуация. Поменять закономерность превышения смертности над даемостью.

    Для этого пан президент выделил финансовую помощь матерям при дении ребенка. Согласно статье 61 Закона о Госбюджете-2006 выплата пособия при дении ребенка в 2006 году осуществляется в размере 8500 грн. Единовременно при дении ребенка пособие выплачивается в сумме 3400 грн., остальная сумма — на протяжении следующих 12 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

    Бесплатная помощь при дении ребенка, помощь детсадам, бесплатные лекарства детям-инвалидам подобные акции имеют место быть. Но вот ликвидировать беспризорность и внедрить практику семейных врачей как-то не сложилось. Зато было введено значительное количество законов, которые препятствуют насилию над детьми в семье и расширяют их права.

    Несмотря на все усилия президента демографическая ситуация не изменилась в положительную сторону. Состоянием на 1 декабря 2005 года в Украине ало 46958, 7 тыс. особ, что на 322,1 тыс. меньше в сравнении с началом 2005 года. Показатель превышения смертности над даемостью в период за январь-ноябрь 2005 вырос на 30,1 тыс. человек. За 11 месяцев 2005 родилось на 3,8 тыс. детей меньше, чем за аналогичный период 2004 года.

    Основной приоритет не достиг желаемого результата. Однако пункты предвыборной программы в этом направлении были выполнены и, соответственно, «крок» был твердым и уверенным.

    Шаг седьмой. Духовность и свобода слова

    «Крок» седьмой посвящен духовности, свободе слова и активной деятельности общественных организаций, оппозиции. Иными словами – демократия! Ну, с этим проблем нет. Даже сам Ющенко, несмотря на всю свою занятость, теперь частенько посещает церкви и для оздоровления даже иногда в проруби купается. А в Верховной Раде все ждут и зубами скрипят. Вот какой у нас демократичный президент! За свободу слова и свободу действий! В политической жизни теперь участвуют все – журналисты, боксеры, обыватели, бизнесмены. Все, все, все. Тут палатка, там «хатинка», прямо по соседству с дачей Ющенко. И все безгранично довольны своим «маленьким» участием в реконструкции будущего страны.

    Оппозиция еще та! Скучать не дает. Дебаты, провокации, отставки министров, а иногда и всего Кабмина сразу. «Так!» Этот «крок» получился с большим замахом. На дальнюю дистанцию, так сказать.

    Шаг восьмой. Сельское хозяйство

    «Крок» восьмой – удар ниже пояса. Здесь идет речь об украинском селе, о сельском хозяйстве, инфраструктуре, доходах и финансовых ресурсах сел.

    В 2005 году общий объем сельскохозяйственного производства остался на уровне 2004 года. Однако сократилось производство зерна (на 9,1% по сравнению с 2004 годом), сократилась численность поголовья крупного рогатого скота (на 7,5%). Доходы у селян находятся на самом низком уровне. Цены на сельскохозяйственную продукцию значительно подскочили. Селам не хватает развитой инфраструктуры, газификации в частности. Сократилась общая площадь для посевов.

    Господин Ющенко обещал поднять села из «черной дыры», однако пока что ситуация с сельским хозяйством складывается наихудшим образом. Нога «подкашивается». «Крок» обреченный.

    Шаг девятый. Модернизация армии

    «Крок» девятый уделен нашей доблестной армии. Задачей стоит поднять боеспособность ВСУ, мобилизировать военные ресурсы, оборонные технологии. А также сократить срок военной службы до одного года, затем отменить призыв и сплотить армию из профессиональных военных на контрактной основе. И здесь же обозначено обеспечение военных жильем.

    Здесь можно уверенно заявить о прогрессе в плане учащения боевых учений. А вот насчет модернизации оборонных технологий совсем обратный процесс. Более того, непонятно как цель модернизировать армию и военную технику вяжется с утилизацией последнего в своем роде бомбардировщика в Луганской области, которая была назначена на 27 января.

    Новые разработки если и ведуться, то об этом мало что известно. Военную службу Ющенко сократил до одного года. Сдержал слово. О контрактной службе пока что ни слуху, ни духу. И напрасно! Профессионалы в армии нам нужны. Верным доказательством тому служит ЧП, произошедшее на одном из Киевских полигонов. Тогда танкист осуществил боевой выстрел и попал в двух своих «братьев по оружию», в результате чего имел место летальный исход.

    Касательно обеспечения военных жильем, программа работает понемногу. Жильем обеспечивают. Не всех сразу. В порядке очереди. В целом «крок» можно оценить как «удовлетворительный». Немного хмельной. Медленно, но уверенно.

    Шаг десятый. Внешняя политика

    А вот «крок» десятый это еще не до конца написанные мемуары. История пока что еще без конца. Но результат, как говорится, уже «на лицо». В этом пункте обозначена внешняя политика, честная и экономически выгодная для Украины. Также прилив иностранных инвестиций (о чем уже было сказано раннее), отношения с Российской Федерацией и защита национальных интересов.

    Начнем с позитивных моментов. Объемы экспорта внешней торговли за январь-ноябрь 2005 года составили 31140,6 млн. $, импорта – 32480,8 млн. $. По сравнению с аналогичным периодом 2004 года эти показатели выросли на 5,6% и 24,6%.

    Однако, все пункты раздела о проведении внешней политики напрямую касаются громких конфликтов с Россией. Спор вокруг базирование Черноморского Флота РФ, риторика по маякам и конечно наболевший, наиболее резонансный «газовый конфликт». Газовое соглашение с Газпромом можно считать самым большим поражением Украины. Чтобы не углубляться вглубь «газовых дебатов», достаточно сказать, что договор с Россией непрозрачен и точно экономически невыгоден для Украины. Исходя хотя бы из того, что Украина будет платить за газ по цене выше, чем покупает его Франция или Германия. Цена за транзит российского газа через Украину занижена в 2 раза, если сравнивать с Грузией или Молдавией. Об этом говорила Тимошенко на телевизионных дебатах на канале ICTV, это подтвердили Ермилов и Чалый. Если не принимать во внимание экономическую заинтересованность, совершенно очевидно, что Украина согласилась на ультиматум и предала таким образом национальные интересы. Теперь Россия диктует сколько газа можно расходовать, а сколько без разрешения – «ні-ні». Но следует отметить тот факт, что вряд ли у Украины были другие перспективы или варианты. Отношения с РФ приняли форму зависимости.

    И это последний «крок» Ющенко. И самый неуклюжий. Как бы теперь не кануть на землю мерзлую?!

    Кто прав? Кто виноват?

    ВИКТОР ЮЩЕНКО:

    «Нам вдалося виконати всі першочергові соціальні зобов’язання з моєї програми «Десять кроків назустріч людям». Ми відповіли на очікування громадян. При цьому ми зберегли достатній рівень макроекономічної стабільності. Українські кредитні рейтинги ростуть, економічне зростання триває, інфляція у квітні і травні була на рівні 0,6%. Доходи бюджету виросли майже на 80% порівняно з минулим роком. Економіка демонструє готовність виходити з «тіні». Тепер першочергове завдання – забезпечити потік інвестицій для подальшого зростання економіки, для підвищення рівня життя українців».

    АНТОН ФИНЬКО:

    Политолог, Эксперт Центра политических исследований и конфликтологии

    « Я мушу сказати, що доволі критично ставлюся до цієї програми, але прошу сприймати цю критику як неодмінний елемент демократичного процесу, а не як прагнення якось упослідити політичних опонентів. Насамперед, хочу звернути увагу на слова на початку програми, де наголошується на тому, що уряд Ющенка навів порядок за півтора роки, навів порядок у бюджетній сфері, усунув бартерні розрахунки, підвищив зарплати і пенсії усім категоріям населення. Деякі економісти, повторюю, що це думка економістів, а не моя особиста, критикуючи ці слова, наголошують на тому, що насправді, на їхню думку, серйозного упорядкування відносин у бюджетній сфері у період упорядкування Віктора Ющенка не відбувалося, оскільки тривала політика бюджетних взаємозаліків, надання податкових пільг, списання та реструктуризація заборгованостей щодо платежів в бюджет по окремих секторах економіки.

    Окрім того, критики цих моментів в програмі Ющенка дуже критично ставляться до його обіцянки створити 5 мільйонів робочих місць, зважаючи на те, що у його урядовій програмі ставилося завдання створити 1 мільйон місць, але вже це виявилося складним завданням. І на мій погляд, є недоліком властивим не лише програмі Ющенка, а програмі усіх кандидатів, це те, що вони мають імперський характер, тобто не зважають на проведення політичної реформи. З одного боку, ми бачимо, що у програмі йдеться про необхідність проведення справжньої політичної реформи, що, певна річ, має означати посилення функцій уряду, а з іншого боку ця програма, як і усі інші програми кандидатів в Президенти, виписана під Президента, який має надзвичайні, майже імперські повноваження, як ми це бачимо зараз. Справді, в програмі Ющенка великий акцент робиться на соціальних питаннях і з цього боку вона нагадує програму Віктора Януковича і інших кандидатів. Водночас ми бачимо, що ряд місць адресно спрямований на бізнесову аудиторію, декілька разів наголошується на необхідності зменшення податків. Можна також сказати, що програма має психотерапевтичний характер, вона спрямована на заспокоєння тих, хто має побоювання щодо присутності у нашій Україні жорстко антиросійських та націоналістичних елементів. Через те у програмі підкреслюються необхідність формування взаємовигідних, дружніх і стабільних відносин Росією, а також акцентується увага на відданості Віктора Ющенка загальнолюдським цінностям, що знову ж таки зважаючи на присутність у групі його прибічників етноси містичних сил можна поставити під сумнів.»

    ВАСИЛИЙ ЗУБОВ (фракция БЮТ)

    Народний депутат вважає, що за рік президентства В. Ющенко не тільки не вдалося виконати програму "10 кроків на зустріч людям", але навіть наблизитися до виконання цієї програми. Зубанов зробив висновок, що є всі підстави говорити про розчарування діями Президента. "Ющенко є над чим задуматися", — був перекй народний депутат.

    Итог

    В целом «10 кроків назустріч людям» так и не сделаны. Программа оправдала себя только в некоторых социальных аспектах, а также в развитии демократии. Из политических задач осуществленна только политреформа. Только радости от нее самому Ющенко мало. Еще одна заслуга это имиджевая реклама Украины как уважаемого государства и, конечно, рыночный статус. Внешняя торговля также свидетельствует о положительных изменениях. А вот украинская (внутренняя) экономика значительных положительных преобразований не потерпела, особенно в отрасли сельского хозяйства. Наряду с ростом основного промышленного производства, зафиксирован спад производства кокса, нефтеперерабатывающих продуктов, металлургии и обработки металла. Кроме того, по данным Госкомстата в 2005 году реальный ВВП составил 102,4%. В 2004 году реальный ВВП был на уровне 112,1%, что свидетельствует о снижении этого показателя сегодня.

    Допущены непоправимые проколы во внешней политике, которые в дальнейшем могут существенно сказаться на украинской экономике. Помимо всего прочего, оставляет желать лучшего уровень жизни и занятости населения Украины.

    Будем надеяться, что президент не забыл к нам дорогу и, переваливаясь с ноги на ногу, «медвежьей походкой», продолжает делать свои «10 кроків назустріч».

    Хотелось бы закончить ДВУСМЫСЛЕННОЙ цитатой пана Ющенко непосредственно из его предвыборной программы:

    «Тем, кто меня поддержит на выборах, и тем, кто этого не сделает, гарантирую: я буду стоять на страже прав каждого из вас. В Украине будет удобно и уютно всем и каждому – в этом я вижу свой главный долг. Говоря словами Ивана Франко, «миллионы ждут счастливых изменений».

    Дмитрий Воронков,

    ELCOMART Выборы 2006

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.