Предвыборные и усиливают раскольнические тенденции в лагере вчерашних оранжевых единомышленников. Если после сентябрьской отставки правительства прошлого года «майданні друзі» еще сохраняли политическое состояние «вооруженного нейтралитета», то сегодня, с приближением выборов, они все чаще прибегают к действиям, напоминающим кавалерийскую команду - «Шашки наголо!»
Именно по этой схеме действует «социалистический» министр внутренних дел Юрий Луценко, который посоветовал народному депутату, «бютовцу» Андрею Шкилю подать иск в Печерский суд с ходатайством о снятии с него обвинений в уголовном деле относительно событий 9 марта 2001 года.
Напомним, пять лет назад в столице прошло резонансное событие по случаю очередной годовщины празднования дня дения Тараса Шевченко с активным участием оппозиционеров, среди которых «отаманами були» Андрей Шкиль и Юрий Луценко. Под их «проводом» развернулись «уличные бои» с правоохранителями, которые закончились скамьей подсудимых для ряда политактивистов, в том числе и Андрея Шкиля. Уже тогда представители оппозиционного лагеря называли это дело политическим, а арестованных не иначе как узниками совести. В какой мере это обстоятельство помогло Андрею Шкилю в дальнейшем победить в одном из мажоритарных округов Львовщины - сегодня вряд ли кто-то скажет. Но факт остается фактом - депутатский мандат выступил в качестве индульгенции невиновности проходившего по делу «массовых беспорядков» г-на Шкиля.
Сегодня и министр, судя по сообщению пресс-релиза департамента по связям с общественностью МВД, соглашается с тем, что это дело и политическое. Однако де-юре Андрей Шкиль, как утверждает Юрий Луценко, должен бы апеллировать в СБУ и прокуратуру, а не к МВД, поскольку органы внутренних дел не имеют отношения к этому делу. И. о. министра, кстати, заметил, что уже были случаи, когда люди обращались с соответствующими ходатайствами в суд (после предъявления им обвинения), и суд признавал их невиновными, а дела закрывались. Поскольку Андрей Шкиль таким путем не пошел, то, как считает главный милиционер страны, ему фактически предъявлены обвинения. Поэтому Луценко и посоветовал Шкилю обратиться в суд.
«Если суд признает его невиновным, после этого он будет абсолютно спокойно говорить, что это дело и политическое. Мы это знаем теоретически. Но, чтобы это утверждать, необходимо пройти судебное заседание», - подсказал глава правоохранительного ведомства выход из создавшейся коллизии.
«Никогда не ожидал, что окажусь в списке людей, которые привлекаются за преступления, расследование которых еще не завершено», - так прокомментировал ситуацию во вторник, 21 февраля, на пресс-конференции в Верховной Раде Андрей Шкиль. Народный депутат напомнил журналистам, что он привлекался за участие в событиях
9 марта 2002 года (а не 2001, как говорится в пресс-релизе МВД) и проходил по статье 294-й УК «Организация массовых акций протеста». При этом (что вносит особую пикантность в данную историю) Андрей Шкиль напомнил: и Юрий Луценко проходил по той же статье.
Между тем, фракция Блока Юлии Тимошенко уже заявила в парламенте, что будет требовать отставки Юрия Луценко с должности и. о. министра внутренних дел, которого, кстати, парламент уже отправлял в отставку еще 10 января с. г. Причиной такого политдемарша является, разумеется, не только желание проявить солидарную ответственность за одного из представителей предвыборного списка БЮТ, но и выразить ый протест против поданного Юрием Луценко в ЦИК списка «сомнительных» людей, среди которых фигурирует и фамилия а фракции. Последнее обстоятельство для Блока Юлии Тимошенко является, как отмечают его лидеры, дискредитирующим фактором, цель которого - повлиять на волеизъявление граждан.
Небезынтересно, что в уже упоминаемом пресс-релизе МВД Луценко признает, что в списке БЮТ нет лиц с незаконченным сроком судимости. Вместе с тем, по его словам, в списке БЮТ наличествуют несколько лиц, которым, в частности, предъявлено обвинение органами прокуратуры. Среди них и люди, которые обвиняются в мошенничестве, служебных преступлениях, в расхищении в особо крупных размерах.
Буква же предвыборного законодательства, как на это указывал неоднократно председатель Центризбиркома Ярослав Давыдович, запрещает баллотироваться только тем лицам, у которых непогашенная судимость. Подозреваемые, проходящие по делам в качестве свидетелей и даже обвиняемые, вина которых не доказана судом, в «запретную» категорию не входят.
Кстати, на нарушение норм предвыборного законодательства Юрием Луценко неоднократно указывали ЦИК (31 декабря 2005 года), Печерский райсуд (10 февраля с. г.), Апелляционный столичный суд (17 февраля с. г.). Причем решение последнего является окончательным и обжалованию не подлежит. Главный же милиционер у гнет свою «предвыборную линию» - «информировать население о лицах, которые представляют оперативный интерес для МВД в списках тех или иных политических сил». Вопрос, однако, имеется: а как по части оперативного реагирования и. о. министра внутренних дел на предписания Центризбиркома и решения судов? Или неведомо г-ну Луценко, что это так же представляет общественный интерес для электората, знакомящегося со списками тех или иных политических сил, включая социалистов и партию власти - блок «Наша Украина»?
А может, все дело в своеобразии демократии по-украински, основной принцип которой сводится к тому, чтобы говорить, что хочешь (для своей партии), а делать, что велят (вышестоящие руководители)?
Киевские ведомости
agrinews.com.ua