Вчера министр юстиции Роман Зварыч представил на заседании правительства проект закона «О Кабинете министров». Этим документом Минюст намерен закрепить права и обязанности ов правительства. Одно из положений законопроекта предполагает возможность совмещения министрами своих постов в исполнительной власти со статусом народного депутата. О противоречиях документа с Конституцией и о причинах, по которым сам министр отказывается слагать депутатские полномочия, Роман Зварыч рассказал в интервью.
- Ранее Вы говорили, что не нуждаетесь ни в каких постах и что Вас «никакими цепями в Минюст не затянуть». Тем не менее теперь Вы министр в кабинете Виктора Януковича
- Да, было такое. И я от своих слов не отказываюсь, но независимо от этого я был и остаюсь человеком президента, и как раз его поручение стать министром стало причиной моего решения. Я, конечно же, буду выполнять его поручения и обязанности, которые он на меня возлагает.
- Сегодня на заседании правительства Вы представили законопроект «О Кабинете министров». Почему в его основу лег проект, разработанный специальной комиссией парламента, а не документ, рекомендованный Президенту прошлым составом правительства?
- Существенных различий между этими законопроектами нет. На самом деле тот законопроект, который разрабатывался на уровне Кабмина, еще когда я был министром юстиции лег в основу документа, разработанного специальной комиссией Рады. Сегодня законопроект будет рассмотрен в своеобразном первом чтении Кабмином, чтобы отдельные ведомства могли внести свои изменения. Я предложу Кабмину вернуться к этому законопроекту через две недели после того, как Минюст получит предложения от ведомств, чтобы мы могли подготовить консолидированный текст. И потом я предложу принять окончательное решение по этому документу и внести его на рассмотрение Верховной рады.
- Почему в документе отсутствует пункт, разъясняющий, есть ли у Президента право на отклонение кандидатуры премьер-министра, предложенной коалицией?
- Это не является предметом регулирования закона. Не может законодатель сам расширять положения Конституции. Это исключительно конституционная норма, и ни законодатель, ни Кабмин, ни даже президент не могут давать свою трактовку этого положения.
- То есть вопрос и в дальнейшем останется открытым для дискуссии?
- До того момента, когда окончательные разъяснения даст Конституционный суд. И вопрос этот может возникнуть только в том случае, если президент в будущем откажется вносить чью-либо кандидатуру на рассмотрение Верховной рады. А такой проблемы пока нет
- В законопроекте говорится о том, что теперь деятельность Кабинета министров будет базироваться на принципе «солидарной ответственности». Какую ответственность будут нести министры?
- Это вообще новый термин. Он означает, что за все решения, которые принимаются на уровне правительства, отвечает весь Кабмин как коллегиальный орган, как одно целое.
- То есть теперь конкретный министр никакой персональной ответственности за свои решения не несет?
- Нет. Помимо этого каждый министр несет личную политическую ответственность, в том числе и за все решения Кабмина.
- В таком случае что подразумевается под политической ответственностью?
- Ну как вам объяснить... Мы сейчас выходим на другую конструкцию, когда правительство формируется на коалиционной основе. То есть оно должно подчиняться коалиции депутатских фракций, которая делегирует своих представителей на определенные посты. И если конкретные решения Кабмина, будь то постановление или распоряжение, по мнению гражданина или юридической стороны, противоречит действующему законодательству, то в соответствии с проектом нового закона это лицо будет иметь право обратиться в суд в порядке административного производства, чтобы это решение отменить. Кроме этого, там определено, что министр несет личную ответственность за свои решения перед Верховной радой. Но там есть отдельная норма, согласно которой министр несет ответственность и в том случае, если идет речь о коррупционных действиях, которые имеют место на уровне его подчиненных.
- В законопроекте особое внимание уделено не только процедуре отставки правительства в целом, но и увольнению конкретного министра. С чем это связано?
- Это продиктовано еще одной неточностью в Конституции. В одной ее норме Рада принимает решение относительно отставки любого министра, в том числе премьер-министра, а также решает вопрос относительно отставки правительства в целом. Я глубоко уверен в том, что Верховная рада может принять решение относительно отдельного министра и отправить его в отставку. Но как парламент это должен делать, не определено ни в регламенте Рады, ни в каком-либо другом законе. Нам нужно было определить хотя бы элементарный порядок такой процедуры. Мы решили, что такое решение Рада может принимать не по собственной инициативе, а по представлению премьера или, если это касается главы МИДа и Министерства обороны, президента.
- Чем было продиктовано решение лишить министров статуса госслужащих?
- Во-первых, это лишает министров и их замов возможности оспаривать свое увольнение в судах. Но это далеко не главное. Основное новшество, которое внедряется этим законопроектом,- министры и заместители министра приобретают статус политических фигур. Министр вместе со своей командой должны отвечать за общую политику своего ведомства. В то же время следующим шагом, который нам следует предпринять, является введение института госсекретарей. Они и будут государственными служащими, и именно на них должна лечь общая нагрузка по работе того ведомства, в котором они работают. То есть политику определяет министр, он дает соответствующие указания госсекретарю, который отвечает за работу аппарата. А министр является исключительно политической фигурой.
- Согласно вашему закону, министры могут совмещать свои посты с мандатом народного депутата.
- Да. Именно так.
- Но это напрямую противоречит закону «О статусе народного депутата»!
- Я понимаю, что закон о статусе народного депутата придется дорабатывать.
- Есть и другой закон, в котором говорится, что в течение 20 дней со дня назначения депутата в органы исполнительной власти он обязан сложить свои полномочия народного депутата.
- Да, и этот закон тоже вступает в конфликт с новыми нормами, но я еще раз говорю: нам придется провести ревизию некоторых нормативных актов. В любом случае мы исходим из другой логики, которая возникла в правовом поле после принятия изменений в Конституцию: Кабмин - это политический орган, и мы теперь шагаем в направлении парламентско-президентской республики. И если это так, нам надо перенять парламентскую практику ведущих демократических стран, где как раз существуют такие нормы - министры могут совмещать свою должность с депутатским мандатом, полученным в результате выборов.
- Простой вопрос: где министр будет получать зарплату?
- Ну... зарплату он будет получать по месту основной работы.
- Это где же?
- Ну, он же министр - значит, в Кабмине. Но, будучи министром, у него будет возможность принимать участие в голосованиях Верховной рады - это общепринятая европейская парламентская практика.
- А Вы не предполагаете, что многие Ваши оппоненты скажут, что Зварыч разработал эту норму для себя - ведь Вы по-прежнему депутат?
- Как и все остальные, кто сейчас в Кабмине.
- Не боитесь, что все министры, которые уже подали заявления о сложении своих депутатских полномочий, их отзовут?
- А зачем этого бояться? Конечно, у них такая возможность есть.
- И Вы этим законом их к этому подстрекаете...
- Нет. Пока они подчиняются старым нормам, не допускающим совместительство. И снова подчеркну: все зависит от того, когда начнет действовать этот закон о Кабинете министров.
- И когда он заработает?
- Я думаю, что закон начнет действовать с момента начала работы следующего состава Кабинета министров.
- То есть все депутаты пятого созыва, которые уже ушли в Кабмин, шансов снова стать депутатами, не имеют?
- Нет. Эта часть закона начнет действовать только в том случае, если распадется действующая коалиция и будет создано новое правительство. И только в том случае, если мы успеем согласовать все остальные нормы закона.
- Смена состава коалиции, например вхождение в нее «Нашей Украины», может стать причиной смены Кабмина?
- Это зависит от коалиции, ей решать.
- «Наша Украина» всегда настаивала не на вхождении в коалицию, а на создании новой коалиции - разве это не означает смену правительства?
- Здесь мы попали в политическую ловушку - Конституция не знает термина «новая коалиция», она лишь требует наличие или отсутствие этой коалиции. Давайте рассуждать, скажем так, в гипотетической сфере. В случае переформатирования коалиции может возникнуть вопрос о смене какой-либо позиции в Кабмине. Тогда премьер-министр вносит на рассмотрение парламента представление о чьей-либо отставке, а затем назначает нового министра. Или, например, возможно создание нового министерства.
- Как может в принципе измениться состав правительства?
- Вы знаете, у нас сейчас очень странная ситуация. Одна из политических сил, я имею в виду "Нашу Украину", делегировала своих министров в правительство. Среди них есть и народные депутаты, которые уже стали министрами. И аномалия в том, что «Наша Украина»не является субъектом коалиционного соглашения. Я думаю, что мы скоро эту проблему решим.
- Как скоро?
- Я думаю, на протяжении ближайших двух недель. В любом случае эта аномалия будет каким-нибудь образом решена.
- То есть «Наша Украина» вступит в антикризисную коалицию?
- Я не вижу, как могут министры, делегированные «Нашей Украиной», оставаться министрами, если эта политическая сила не является субъектом коалиции.
- Вы поэтому не подаете заявления о сложении депутатских полномочий?
- Ну конечно!
Газета «Коммерсантъ» (Украина)
agrinews.com.ua