Интенсивная смена власти во всех сферах не коснулась одной «хлебной темы» - границы.
Так, пока что остается на своем месте главный пограничник страны Николай Литвин. Занимает свое кресло и глава таможни Александр Егоров. Донецкие ограничились лишь тем, что назначили на место первого зама «своего» Руслана Черкасского, который ранее занимал пост начальника Донбасской региональной таможни.
Подобный подход весьма интересен, особенно с учетом активности Николая Азарова на фронте назначений, а также активного обсуждения в СМИ якобы уже состоявшегося назначения на эту должность Дроздова. В то же время Виктор Янукович в разгар кадрового бума дал четко понять, что таможня останется со своим старым главой. Однако это совершенно не означает, что «донецкие» отказались от желания контролировать столь интересную сферу.
Наивно было бы думать, что эти ведомства для «донецких» не представляют интереса и поэтому отданы на откуп «Нашей Украине» либо Президенту. Таможня и пограничники – это всегда возможность заработать для ФПГ и близких к власти товарищей. Причем с учетом возобновления темы СЭЗ, заметим, таможня является сверхактуальным ведомством. Ведь это только в теории специальные экономические зоны используются для инновационных проектов и программ развития депрессивных регионов. На практике все тривиально, и «серый» импорт не за горами…
Вряд ли также, что Николая Литвина и Александра Егорова оставили на своих местах из-за и к старой команде. Главный таможенник страны действительно «старый кадр» и успел поработать во время Кучмы, пока не был уволен с формулировкой за «неудовлетворительную организацию работы по противодействию контрабанде». Согласитесь, даже зная синусоидально-вспыльчивый характер Леонида Даниловича, это надо было постараться. Егоров – человек глубоко аполитичный, ему чужды корпоративные расклады. Это скорее вариант Георгия Кирпы на посту в таможне, когда функционер пытается создать империю «под себя».
Николай Литвин вообще отдельная история. Иногда кажется, что этот чиновник просто заговоренный. После «оранжевой революции» аналитики объясняли его наличие во власти компромиссом Президента с братом-спикером. После выборов, когда «МЫ» достаточно эффектно пролетели, было не до «погранцов» - делили значительно более влиятельные посты. Как удержался Николай Литвин во время «третьей» донецкой волны – загадка.
«Ключик» к разгадке живучести старых кадров на своих «хлебных» постах, очевидно, более прост. Сегодня Виктор Янукович предпочитает назначать на ключевые посты не откровенно «донецких», подпирая их при этом «ахметовскими» или «клюевскими» замами. Это и понятно, ведь спрос за провалы будет с главы, а для эффективной «работы» лучше иметь крепкого первого зама, который, находясь в тени, будет контролировать все потоки. Эта аппаратная мудрость времен СССР на сегодняшний день и находится на вооружении Виктора Федоровича.
Ну и кроме того, консервирование сравнительно удобного Президенту Литвина и Егорова на своих должностях - это своего рода подобие компромисса. Ведь таможня и граница – это две бизнес-политические темы, с которыми работают все без исключения группы и персонажи.
Таким образом, старые фигуры и новые лица обеспечат определенную преемственность. Конечно, на практике это приведет к тому, что граница попросту станет более доступной независимо от политической ориентации и корпоративной принадлежности. Там будет править доллар, а не принадлежность к какому-то корпоративному клану. Однако подобная «открытость» вряд ли будет чем-то кардинально новым для страны. Такое Украина уже переживала в начале нынешнего века.
Андрей Косовский, proUA
agrinews.com.ua