Сети супермаркетов, специализирующихся на продаже стройматериалов, появились на украинском рынке значительно позже своих продуктовых собратьев. Мало того: они существенно отстали во времени даже от ритейлеров, торгующих бытовой техникой и электроникой. Увы, но столь длительная «раскачка» в недалеком будущем может стать для них роковой.
Необходимость собрать под одной крышей все товарные группы, так или иначе имеющие отношение к строительной индустрии, вызрела лишь года три-четыре назад. Кто-то додумался сам, а кто-то просто решил перенять зарубежную практику. До начала эры строительных супермаркетов в этом сегменте украинской розницы безраздельно властвовали две торговые структуры – базары и небольшие сети складов-магазинов.
Выход на рынок последних многие специалисты датируют 1998-м годом, когда оживилось индивидуальное строительство и начался бум евроремонтов. Тогда за аккумулирование всего ассортимента в одном помещении принялись специализированные магазины инструментов, осветительных приборов, сантехники, керамики и т.д.
Со стремительным ростом объемов реконструкции и строительства жилья начала возрастать и потребность в материалах. По данным «Украинской торговой гильдии», только в Киеве объем продаж стройматериалов в 2004 г. составил около 385 млн. долларов, что на 45 % больше, чем в предыдущем году. По иным же оценкам это рост вообще составил 65-70 %.
Увеличение спроса (а вместе с ним и прибыли, достигающей в отдельных «точках» до $ 200 с квадратного метра), в свою очередь, подстегнуло многих потенциальных инвесторов к финансовым вливаниям в создание розничных сетей стройматериалов. И вот теперь, пытаясь наверстать упущенное, они бегут наперегонки, стараясь опередить и друг друга, и приход западных оптово-розничных продавцов.
Основная масса строительных супермаркетов работает сегодня в двух форматах – Professional и DIY («Do it youself» - «Сделай сам»). В Украине они присутствуют оба, но говорить о каком-то балансе между ними весьма проблематично. В формате Professional позиционируют себя несколько операторов, но фактически есть только один – компания «БудМакс», имеющая свои торговые точки практически в каждой области страны.
Что они собой представляют? Как правило, это магазины со средней площадью в 1 000 кв.м, окруженные крытыми складскими площадками, занимающими по несколько тысяч кв.м. Ассортимент обычно не превышает 10-15 тыс. позиций и состоит лишь из самого необходимого, что может реально понадобиться строителям-профессионалам: системы тепло- и гидроизоляции, герметики, гипсокартон, различные смеси и прочая. Примерно 80% товаров – отечественного производства.
В «БудМаксе» при определении ценовой политики учитывается буквально все: история покупок конкретного клиента, их объемы, частота и так далее. Выходя из этого, определяется размер скидок. В результате конечная стоимость товаров становится весьма привлекательной и для строительных бригад, и для средних по размеру организаций-застройщиков (крупные в основном имеют дело непосредственно с производителями, предлагающими еще более низкие цены).
С одной стороны, наличие постоянных покупателей-оптовиков, довольно внушительный товарооборот при ограниченном круге (около 100) поставщиков весьма ительны для других строительных ритейл-операторов, которые и сами не прочь были бы развернуться в формате Professional. Если бы не две вещи: определенные сложности в работе и маленькая торговая наценка, обычно не превышающая 20 %.
Гораздо выгоднее иметь дело с форматом DIY, где «накрутки» нередко достигают 50-100 %, а иногда и все 200 %. Магазины, работающие в этом формате, обычно располагают площадью в 1 000-2 000 кв.м. Размеры, конечно, не впечатляют. А вот широта ассортимента способна поразить воображение – от 20 до 100 тысяч наименований. Впрочем, разнообразие это вынужденное и ориентировано на розничного покупателя, запросы которого определяются множеством факторов: содержимым кошелька, советами друзей и сотрудников, телевизионной рекламой и еще Бог знает чем. А попутно он не прочь приобрести сопутствующие товары, как то шезлонг для дачи или набор кухонных ножей…
По словам генерального директора ООО «НПП «Эрго» Олега Пришляка, формат «Сделай сам» - самый удобный для потребителя: «По результатам наших исследований, растет процент людей, которые не просто хотят сделать ремонт, а хотят сделать все своими руками. Они сами создают дизайн, сами подбирают материалы и воплощают в жизнь самые сокровенные мечты. Наши супермаркеты предоставляют для этого широкие возможности. В последнем из «ДомоТОПов, открывшемся недавно во Львове, до 30 тысяч наименований товаров, которые нам поставляют свыше тысячи различных фирм. Все они представлены в торговом зале одновременно. Примерно 70 % составляет продукция украинских предприятий. Кроме того, изюминкой именно этого супермаркета стал ряд товаров, могущих удовлетворить самые прихотливые вкусы самых взыскательных клиентов. Например, декор из бамбука, эксклюзивные шпалеры и джакузи…
Биография ООО «НПП «Эрго», занимающего сегодня 52 % рынка по продаже стройматериалов в Галичине, довольно типична для ритейлеров этого направления. Предприятие было основано 6 июля 1995 г. и штат его состоял всего из 4 человек. В 1997 г. оно открыло магазин розничной и мелкооптовой торговли стройматериалами. В 1999 г. принял первых покупателей оптовый магазин площадью 825 кв.м. И только начиная с 2002 года предприятие принялось за освоение формата супермаркета. Сейчас в распоряжении «Эрго» центральный склад площадью 2 тыс. кв.м, 3 супермаркета «ДомоТОП», работающих в формате DIY (два во Львове и один – в Луцке), и 5 супермаркетов под ТМ «Эрго», претендующих на формат Professional. Пока лишь «претендующих», поскольку в них отпускаются товары не только оптовым, но и розничным клиентам, что, в принципе, уравнивает их с DIY.
Сейчас общая площадь всех торговых предприятий НПП составляет 11 200 кв.м. Последний из построенных супермаркетов «ДомоТОП» (торговая площадь 1000 кв.м, складская – 150 кв.м, 4 кассы) обошелся в 2,1 млн. долларов США. Предположительный срок окупаемости – до 5 лет. Что не очень огорчает руководство компании: после открытия первых двух «ДомоТОПов» товарооборот сети увеличился в 2,5 раза.
Супермаркеты предприятия, как правило, оборудуются автостоянками, покупателям предоставляются дополнительные услуги: порезка гипсокартона, вагонки, профиля. «ДомоТОПы» работают без выходных и в удобное для покупателей время: в будние дни - с 8.00 до 21.00, в воскресенье – с 9.00 до 15.00. В ближайшем будущем предвидится введение системы дисконтных карточек.
Целевая аудитория супермаркета «ДомоТОП» - розничный клиент со средним и выше среднего доходами. Это в основном люди семейные, в возрасте от 25 до 45 лет, охотно занимающиеся ремонтом собственных помещений. Около 30 % покупателей – мастера-строители, дизайнеры и архитекторы. Супермаркет разбит на «ходовые» секции: керамика, строительные смеси, материалы для отделки, сад-огород, ламинированный пол, двери, сантехника, лаки и краски, электроинструменты, шпалеры. До конца 2007 г. ООО «НПП «Эрго» планирует открыть еще 3 супермаркета «ДомоТОП», а до 2010 г. – еще 15. При этом площадь торговых залов будет увеличена до 5000-6000 кв.м.
Подробнее читайте в журнале "Торговое Дело" №7/ 2006, torgovoedelo
По вопросам приобретения журнала обращайтесь по тел.: +38 044 275 14 37, +38 067 630 36 20
agrinews.com.ua