Кабинет Министров утвердил порядок приобретения материальных ценностей для складирования в «закрома Родины».
Вроде бы следуя принципам прозрачности, 26 июня правительство решило узаконить проведение закупок только через процедуры конкурсов. Правда, конкурсы у нас в Украине будут двух типов: открытые и с ограниченным числом участников.
Ну, с открытыми конкурсами все понятно – процедура достаточно прозрачна. Создается конкурсная комиссия, в «Вестнике государственных закупок» (а также, возможно, и в других СМИ) не позже чем за 15 дней до даты раскрытия конкурсных предложений публикуется объявление - и дальше по накатанной.
Куда более интересен конкурс с ограниченным количеством участников. Он проводится в случае, если Кабинет Министров принимает решение о государственной поддержке отдельных отраслей и регионов, а также при необходимости стабилизации рынка. В случае проведения конкурса с ограниченным количеством участников никто ничего и нигде не публикует. Конкурсная комиссия просто рассылает юридическим лицам приглашение принять участие в конкурсе. И все. Нечего сказать, максимальная «прозрачность и открытость»…
Конечно, можно возразить, что подобный вид конкурса будет редкостью и проводить его станут только при условиях, обозначенных в документе. Но уж слишком размыто указаны условия, при которых открытый конкурс на практике превращается в закрытый.
Государственная поддержка отраслей и регионов – это, конечно, хорошо. Особенно в перспективе вступления в ВТО, когда многие отечественные отрасли окажутся неконтоспособными. В исключительных случаях подобная поддержка действительно может быть полезной для поднятия той или иной отрасли. Иногда государству стратегически выгоднее закупить отечественный товар по более высокой цене, для того чтобы целая отрасль или производственные предприятия не приказали долго жить. Однако повсеместное использование подобной практики приведет к неутешительным экономическим последствиям.
Более того, в Украине есть множество отраслей и регионов, которые нужно поддерживать на государственном уровне. Только на практике нет никакой гарантии, что преференции на участие в конкурсах с ограниченным количеством участников получат действительно те, кто в них нуждается. Мало кто удивится, если закладку в Госкомрезерв будут проводить те компании, которые либо проплатили за участие в «конкурсе без конкурса», либо давно и «взаимовыгодно сотрудничают» с отечественными чиновниками.
Второй момент – стабилизация рынка – также весьма спорный фактор для проведения конкурса с ограниченным количеством участников. Возьмем отдельно взятый рынок – скажем, рынок сахара. Здесь нестабильность имеет место практически каждый сезон. И вот, Кабмин принимает решение закупить осенью продукцию для проведения дальнейшей интервенции и во избежание объективно прогнозируемого резкого скачка летом.
Проводится конкурс с ограниченным количеством участников. К участию в конкурсе приглашаются лишь две отечественных ФПГ (а то и две фирмы одного хозяина), которые поставляют продукцию по цене, выше имеющейся на рынке в данный момент, но ниже прогнозируемой в перспективе. При этом далеко не факт, что ценовой прогноз Кабмина оправдается - ведь посчитать и спрогнозировать можно по-разному.
В результате в выыше окажутся лишь ФПГ и чиновники, которые пригласили компании поучаствовать в сделке. Конечно, на открытом конкурсе цена могла бы быть ниже – ведь теоретически конция всегда влечет за собой снижение цены. Но ведь в подобном случае не учитывается «гешефт» заинтересованных лиц.
То же касается и закупок в условиях перепроизводства. Во имя стабилизации рынка и защиты отечественного производителя «хорошую цену» смогут получить лишь избранные по непрозрачному критерию компании.
Конечно, все будет зависеть от того, кто и как будет управлять Госкомрезервом. Однако в украинской политике и экономике мало «святых», которые сумеют устоять перед ом заработать себе на «свечной заводик». Ведь сама система будет подталкивать их к принятию коррупционного решения.
Андрей Косовский, «proUA»
agrinews.com.ua