«Тело» коалиционного договора было написано аналитиками, привлеченными из государственных структур. После этого лидеры коалиции около ста раз лично вносили поправки в документ.
Руководитель аналитического департамента «Нашей Украины» Анатолий Луценко рассказал, что скелет договора был готов больше месяца назад. Но все это время шли ожесточенные дискуссии по его отдельным положениям. «По 100 раз оно все вместе переписывалось на компьютере», — рассказывает Луценко.
По его словам, «поскольку по отдельным вопросам постоянно возникали расхождения, то создался протокол расхождений, это подсказали представители других стран, которые уже формировали такие коалиции».
Идеологические моменты
В ходе работы над договором давали о себе знать и идеологические противоречия участников переговоров. Особенной активностью в плане выдвижения своих предложений на первых порах отличались социалисты. Они выступали против либеральных подходов «Нашей Украины» в вопросе продажи земли и вступления Украины в НАТО.
По последнему пункту им удалось склонить на свою сторону БЮТ и настоять на том, что вопрос о стве Украины в НАТО должен решаться на общенациональном референдуме.
БЮТ больше всего интересовали вопросы деятельности Кабинета Министров и ответственности за выполнение коалиционных соглашений. Так, БЮТ, например, выступал против введения в систему министерств государственных секретарей, а также настаивал на том, чтобы упразднить правительственные комитеты, которые перед рассмотрением на Кабмине готовят проекты отраслевых решений. Идя навстречу требованиям БЮТ, «Наша Украина» болезненно согласилась на то, чтобы из коалиционного соглашения были исключены критерии, по которым оценивается выполнение коалиционного соглашения. В свою очередь, «Наша Украина» настаивала на вопросах евроинтеграции, вступлении Украины в НАТО, коллегиальности управления Кабмином и административно-территориальной реформе. По последнему вопросу «Наша Украина» была едина с социалистами, тогда как БЮТ административной реформе не благоволил. Как сказала руководитель информационного департамента «Нашей Украины» Татьяна Мокриди, несмотря на все споры, непосредственно перед подписанием стороны согласовали вопросы и «удалось отказаться от протокола расхождений».
Рубан руку приложил
«В основе Коалиционного договора, который сейчас подписан, лежит проект, подготовленный «Нашей Украиной», — уверяет Мокриди. О том, что этот проект наиболее детализирован по сравнению с программами БЮТ и СПУ, говорит и Петр Порошенко. В принципе, это и неудивительно, ведь к подготовке программы внутренней и внешней политики «Наша Украина» привлекла ресурсы министерств, аналитических институтов и общественных организаций.
В подготовке проекта договора принимал участие Национальный институт стратегических исследований при Секретариате президента и его директор Юрий Рубан. Отдельные направления программы внутренней и внешней политики курировали профильные министры и отдельные политики-»нашеукраинцы». То, что в проект договора вошло большинство предложений Министерства экономики, с удовольствием отмечал Арсений Яценюк. За основы международной политики отвечал Борис Тарасюк, за национальную безопасность — Анатолий Кинах, за экономику — Николай Катеринчук, за социальную и аграрную политику — Вячеслав Кириленко и др. Кураторы отдельных групп сменялись. «В некоторых из рабочих групп принимали участие эксперты из БЮТ и Социалистической партии Украины», — говорит Мокриди.
Мелкие курьезы
В ходе подготовки коалиционного соглашения не обошлось без курьезов. Опасаясь, что «Наша Украина» вступит в переговоры с Партией регионов, сразу после выборов БЮТ заявил о готовности к немедленному подписанию коалиционных документов. Но когда в начале апреля проект БЮТ был представлен, его раскритиковали партнеры по коалиции. «Этот документ является механическим соединением программы кандидата в президенты Ющенко и того меморандума, который мы предлагали еще за два месяца до выборов», — заявил «нашеукраинец» Роман Зварыч, заметив, что проект БЮТ предлагает решать уже решенные в 2005 году задачи. А когда БЮТ и СПУ подписали совместный проект Коалиционного договора и начали работать над документом, они обнаружили расхождения собственных позиций с подписанным ими текстом.
Дмитрий Бондаренко, газета "ДЕЛО"