Комментарии многих российских экспертов, журналистов уже давно перестали удивлять особой свежестью или актуальностью. События в Украине аналитиками соседней страны рассматриваются будто через своеобразный трафарет. Иногда складывается впечатление, что с недавних пор забытая в Украине 'темниковая' система пронизала все российское экспертное сообщество.
Есть, несомненно, и исключения. К таким относится ведущий научный сотрудник Московского центра Карнеги Лилия Шевцова, известный аналитик как в России, так и в мире. Ее авторству принадлежит книга на английском языке 'Россия Путина', изданная в США. В своем труде политолог пытается провести глубокий анализ изменений, произошедших в российской политической сфере с началом президенства Владимира Путина. В книге Лилии Шевцовой показаны колебания путинской России между оптимизмом и тоской по прошлому, между надеждой и негодованием. Недавно Лилия Федоровна в своей статье попыталась развенчать существующие в российском обществе мифы относительно событий в Украине и Беларуси. Изменятся ли отношения Киева и Москвы? Какой этап своего развития сейчас переживает российское общество? Об этом также в комментариях 'Дню' известного эксперта.
- В неформальных беседах российские дипломаты после оранжевой революции утверждали, что в отношениях с Киевом Москва займет выжидательную позицию до парламентских выборов. И только после них будут выстраивать стратегию своего сотрудничества. Можно ли предположить, что отношения Украины и России реально изменятся?
- Ожидания России, связанные с выборами, - очевидная вещь. Все ждут формирования украинского правительства. Поэтому, естественно, окончательный курс России в отношении Украины будет понятен после ясности с композицией власти в вашем государстве. Пока что политика официальной Москвы представляет собой не только смешение разных стилей, но смешение разных повесток. В ней отражается своего рода неопределенность. С одной стороны, ощущается осознание того, что с Украиной нужно иметь конструктивные отношения. С другой стороны, мы наблюдаем болезненное восприятие всех событий, которые происходят в Украине в последнее время. В-третьих, мы видим наличие различных фобий в отношении Украины. Киев разрушил прежний прагматизм российской политики, которую Владимир Путин пытался выдерживать в течение своего президентства. За суматошными действиями российских политических лидеров, высказываниями близких к Кремлю аналитиков мы видим не просто уязвление какого-то внутреннего российского самолюбия, мы видим пустоту. У России отсутствует ориентир и повестка дня в отношении Украины на тот случай, если Киев и в дальнейшем будет продолжать проевропейский интеграционный курс. Россия не готова к тому, что Украина уходит в Европу. Россия не готова также к тому, если Украина будет осуществлять 'объединенную' модель - интеграции в Европу и сотрудничества с Россией. Я надеюсь, что после всех ошибок, провалов, после того как российская официальная и неофициальная политика обнаружила несостоятельность в отношении Украины, после формирования украинского правительства российская политика будет, по крайней мере, более прагматична и остона.
- На какой формат коалиции Россия делает ставку? Готова ли она к дальнейшему диалогу с 'оранжевой' командой?
- Не может быть сомнений, что Кремль, конечно же, устроила бы коалиция с подавляющим преобладанием 'голубого' цвета. Это был бы идеал Москвы. Несомненно, что полностью 'оранжевая' коалиция вызывала бы смешанные чувства и обеспокоенность в Москве. В России нет понимания того, что даже если Виктор Янукович войдет в коалицию, то он будет так же, как и 'оранжевые', придерживаться общего вектора Украины - движения в Европу. Этого понимания нет.
- В одном из своих комментариев вы подчеркнули, что оранжевая революция не потерпела поражения. Почему этого не замечают многие другие российские политики, эксперты?
- Я абсолютно уверена, что вне зависимости от того, каким будет украинское правительство ('оранжево-голубым' либо даже 'голубым'), оранжевая революция победила. Потому что нужно складывать число тех людей, которые голосовали и за 'Нашу Украину', и за Блок Юлии Тимошенко, и за СПУ. Нужно также учитывать эволюцию Партии регионов, которая в целом обнаруживает очень много черт прагматизма. Прагматизм Януковича - это тоже победа оранжевой революции.
Почему в России не замечают этого? По разным причинам. Кремлевские эксперты просто не хотят видеть этого. Они участвовали в оранжевой революции на стороне потерпевшей стороны. У них, вероятно, не хватает мужества признать свои ошибки. Если кремлевская элита признает победу оранжевой революции, которая воспринимается и поддерживается обществом, то она будет вынуждена признать успешность украинской модели в целом. Украинская модель - это прежде всего честные выборы и честное правительство. Если Россия признает такую модель, то это значило бы раздеться перед всем миром. Мы до сих пор не можем добиться честных выборов и честного правительства.
- А украинский путь окажется успешным?
- Пускай с проблемами, но Украина движется в сторону европейской цивилизации. На этом пути будет еще очень много проблем. Возможно, придется потратить жизнь целого поколения на преодоление этих проблем. Но в любом случае, как свидетельствует опыт других стран (не только Испании, Португалии, Греции, но и Польши, Венгрии, стран Балтии), интеграция в Европу, - основной вектор цивилизации. Это единственный путь и к свободе, и к благополучию. Если удастся путь Украины в Европу, то это послужит мощнейшим примером для России, которая все еще остается как бы между прошлым и будущим, которая все еще цепляется за 'традицию' в силу разных причин. Может быть, в силу того, что у нас много нефти, и в силу того, что мы еще хотим повлиять на весь мир. Глобализм - это наша проблема. Но если вы сможете проторить путь к новой цивилизации - это будет огромной важности демонстрационным примером для всех российских граждан. Если украинцы (близкие нам по культуре и ментальности люди) смогут жить в нормальном обществе, то смогут это сделать и россияне. Поэтому все, что вы делаете, делаете не только для себя, вы делаете также и для нас, И мы, очевидно, будем страдать от ваших ошибок, провалов. Но ваш уход в Европу не означает того, что вы должны построить железный занавес между собой и Россией. Слишком много связей нас объединяет.
- Какой бы сегодня диагноз вы дали российскому обществу?
- Российское общество в своем большинстве гораздо более зрело, чем российская элита. И это драма и трагедия России. Впервые за всю историю российское общество хочет жить самостоятельно, российские граждане готовы ставить интересы человека выше интересов государства. Результаты опросов, которые часто публикуются, не очень профессиональные. Потому что если задавать точные вопросы, то оказывается, что около 70% российских респондентов ставят интересы личного благосостояния, интересов человека выше интересов государственных. Российское общество достаточно зрелое, но если его ежедневно 'окучивать' упрощенной и примитивной пропагандой, не предлагая реального и понятного объяснения о том, что происходит в мире, то это общество легко поддается мистификации и негативным эмоциям. Поэтому, с одного стороны, если россиянина спросить, как Россия относится к Украине, то он ответит: конечно же, Украина - самая близкая страна. Но если россиянина спросить, готовы ли вы одобрить движение Украины на Запад, то, без сомнений, россияне будут сопротивляться. Хотя, с другой стороны, для России движение на Запад тоже является приоритетом, но вся проблема в элите. Что же касается украинского общества, то оно (что бы там не происходило) учит Россию, российскую элиту, российских граждан одной очень важной вещи - преодолевать конфликты путем компромиссов. Вы решаете конфликты без применения силы и в этом ваша сила. Вы не пролили кровь в борьбе за власть, мы это делали уже неоднократно. В этом вы выываете, вы большая страна, но у вас нет потребности в глобальной роли, гегемонизме. Это как раз делает Россию несчастной, заставляет ее беспокоиться о каких-то несущественных амбициях.
Инф. Рolitikum