Ситуация с профсоюзами сейчас очень сложная. У нас есть закон о профсоюзах, есть закон о коллективных договорах и соглашениях, где предусматривается на трехсторонних переговорах с участием правительства, предпринимателей и профсоюзов рассматривать вопросы питочного минимума и вопросы минимальной заработной платы. С предыдущими правительствами всегда удавалось находить общий язык и приходить к компромиссным решениям. Однако в последнее время профсоюзная сторона игнорировалась со стороны Кабинета Министров, а позже к нему присоединились и предприниматели. И выходит, что правительство и предприниматели работают в паре, а профсоюз вроде как отдельно.
Требования профсоюзов
На чем же мы настаиваем? Мы хотим, чтобы шел переговорный процесс по вопросам минимального питочного минимума, минимальной заработной платы и по другим социальным вопросам, которые сегодня по своей природе относятся к компетенции профсоюзов. Но, к сожалению, в 2005 году такой диалог не состоялся. Сначала правительство Тимошенко, а теперь и правительство Еханурова просто игнорирует профсоюзную сторону. Поэтому в соответствии с законом возник трудовой конфликт. И сейчас его надо разрешать. Уже вышла информация от федерации профсоюзов о том, что она намечает очень жесткие меры в ответ на то, что с профсоюзами так поступают. Федерация профсоюзов Украины от имени трудящихся не может соглашаться с такой ситуацией.
Кто же был инициатором конфликта? На протяжении всего 2005 года профсоюзы конструктивно готовились к ведению диалога с правительством и предпринимателями. Но это все игнорировалось. Хочу напомнить, что 20 октября после всеукраинской акции протеста мы встречались со спикером украинского парламента и просили, чтобы он, как третейский судья, помог профсоюзам наладить диалог с Кабмином и предпринимателями. Но нас опять проигнорировали.
Питочный минимум – 700 грн.
Одним из самых конфликтных вопросов в сложившейся ситуации является вопрос о питочном минимуме. Размер питочного минимума специально рассчитывается компетентными специалистами. Профсоюзы настаивают, что он должен быть не менее 700 гривен, а правительство говорит, что это слишком много. Это все надо обоснованно доказывать, и у нас в профсоюзах есть эксперты, которые работают над этими вопросами. Поэтому нельзя сказать, что мы берем цифры из воздуха.
После установления питочного минимума определяется уровень минимальной заработной платы. Таким образом, минимальная зарплата зависит от питочного минимума. Но в нынешней ситуации, из-за игнорирования со стороны правительства и предпринимателей, профсоюзы не имели никакой возможности влиять ни на установление питочного минимума, ни на установление уровня минимальной зарплаты.
Компромисс искать не собираются
Теперь уже этот конфликт дошел и до президента Украины. Ясно, что 22 февраля на Всеукраинскую конференцию профсоюзов Кабинет Министров в полном составе и губернаторы пришли только потому, что их заставил президент. Президент их загнал туда для того, чтобы они хотя бы таким образом пообщались с представителями профсоюзов.
Говорят, что профсоюзы Украины слишком высоко подняли планку, вроде бы они требуют невозможного. Но есть же наша трехсторонняя комиссия, которая должна была бы сесть за стол переговоров и выяснить: чего же действительно хотят профсоюзы и какие причины они имеют для того, чтобы отстаивать такие позиции. Я уверен, что путем дискуссии и ознакомления с аргументами всех сторон мы сумели бы найти какое-то компромиссное решение. Но самое страшное, что правительство говорит, что оно хоть сегодня готово начать переговоры и поиски конструктивного решения, но все это так и остается лишь словами. Я убежден, что только то жесткое решение, которое приняла Федерация профсоюзов Украины, возымело определенное влияние, и на конференции мы имели возможность наблюдать весь Кабмин, большинство губернаторов и наших уважаемых предпринимателей.
Еще хочу немного упомянуть о проблемах угольной отрасли. По итогам 2005 года отрасль недополучила из бюджета более 200 млн. грн. Кто же несет за это ответственность? Неясно. Мы потеряли объем добычи по отношению к 2004 году, что негативно отобразилось на заработной плате шахтеров. Наболевшим вопросом для отрасли является то, что после продажи «Кривостали» у нас усугубилась ситуация с реализацией угля. Нам диктуются условия: снизьте цену на 8 тыс. грн. А это очень ухудшает положение предприятий угольной промышленности. Кроме того, много угля завозится из-за границы. Мы требуем, чтобы были введены квоты и пошлины на закупку импортного угля. И те иностранцы, которые приватизировали промышленные объекты у нас в Украине, должны выполнять законы нашей страны и жить по этим законам.
Хотелось бы верить, что после Всеукраинской конференции профсоюзов премьер-министр расставит все точки над і и докажет, что у нас действует закон, что у нас есть генеральное соглашение и что мы будем конструктивно работать. Пока же представители правительства и предпринимателей только красиво говорят, а нам нужны разговоры по делу. И правительство, и предприниматели должны с таким же уважением относиться к профсоюзам, с каким они относятся к вам. Еще раз хочу подчеркнуть – конфликт, который сегодня имеет место, создался не по инициативе профсоюзов, и правительство должно это сегодня признать.
Виктор Турманов, председатель ЦК профсоюза работников угольной промышленности Украины, народный депутат, фракция «Регионы Украины»...
Газета "ДЕЛО"
agrinews.com.ua