Контролеры Счетной палаты вновь раскритиковали существующую систему госзакупок. Уже второй год подряд в создании условий для непрозрачности размещения госзаказа они обвиняют Минэкономики, действия которого «не способствуют законному и эффективному использованию средств Государственного бюджета Украины». Однако правительство по-прежнему верит в возможности министра экономики Арсения Яценюка наладить работу этой системы.
Как стало известно «ДС», в минувшую пятницу Счетная палата направила в Верховную Раду, Кабмин и Минэкономики отчет о результатах своей проверки исполнения распорядителями бюджетных средств законодательно установленных процедур проведения госзакупок и формирования заказов для государственных нужд. Как было установлено контролерами, в прошедшем году на эти цели чиновники израсходовали с нарушениями почти 4 млрд грн., что в 4,3 раза больше, чем в 2004 г., и в 11 раз — чем в 2003. «Скорее всего, это связано с тем, что профессиональнее становятся проверяющие органы или проверять стали четче и жестче. Я вижу тенденции более цивилизованного подхода к вопросам госзакупок», — уверенно заявил «ДС» председатель Госказначейства Александр Шлапак.
В то же время Счетная палата обвиняет в происходящем пассивность Минэкономики на стадии формирования госзаказа. Мол, этим «уполномоченным органом не изучается потребность в такой продукции, не определяются государственные приоритеты, бюджетные средства планируются исходя из необходимости содержания госпредприятий и организаций, а не получения результата в виде конкретной продукции». Эксперты же утверждают, что в масштабных нарушениях виновно не только ведомство Арсения Яценюка. С лета прошлого года (тогда в силу вступили изменения к профильному Закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства») карт-бланш, позволяющий распорядителям бюджетных средств проводить закупки за эти деньги, стало возможным получить не только в Минэкономики, но и в Тендерной палате. Именно эти два органа могут определять необходимость и выгодность закупок через торги с ограниченным числом участников на сумму от 500 тыс. грн.
Впрочем, как выяснила Счетная палата, чиновники зачастую вообще обходились без разрешения Минэкономики и Тендерной палаты. Согласно выводов ее аудиторов вне конкурсов было израсходовано почти 3,7 млрд грн., поскольку Кабмин не удосужился вовремя разработать процедуры проведения соответствующих тендеров. Распорядителям бюджетных средств с легкостью удавалось обходить и еще одно законодательное требование — наличие согласования с уполномоченным органом в случае закупки товаров и услуг на сумму от 30 тыс. грн. и работ — от 300 тыс. грн. Причина все та же — из-за отсутствия нужных подзаконных нормативов нарушители просто дробили крупный заказ на более мелкие, тем самым избегая контроля.
Среди нарушителей Счетная палата назвала Государственный комитет Украины по делам национальностей, израсходовавший в обход закона 1,7 млн грн., Государственное казначейство (0,5 млн грн.), Нацбанк (2 млн грн.) и ГНАУ (0,4 млн грн.). Эти структуры приобрели товары и услуги без проведения конкурсного отбора поставщиков (читай — дали заработать прикормленным структурам). К примеру, ГНАУ в минувшем году приобретала на указанную сумму копировально-множительную технику поштучно. В отчете Счетной палаты отмечается, что основная часть нарушений пришлась на закупки медицинских препаратов, капитальное строительство, а также реконструкцию жилого фонда и административных объектов. Тем временем бюджет текущего года выделяет на госзакупки лишь 47 млрд грн. Так что по итогам нынешнего года нарушений может казаться гораздо меньше (бюджет-2005 предусматривал на эти цели 73,3 млрд грн., из которых было освоено чуть больше 71 млрд грн.).
Исправить ситуацию пытаются как законодательная, так и исполнительная власть, правда, у каждой имеется свой подход к решению проблемы. В середине декабря прошлого года ВР внесла очередные изменения в «закупочный» закон, предложив передать полномочия, имеющиеся сегодня у Минэкономики и Тендерной палаты в сфере госзакупок, Антимонопольному комитету. Кроме того, надзор за деятельностью в этой сфере планировалось предоставить Счетной палате, Госказначейству, КРУ, Минагрополитики, Госкомстату и правоохранителям. Таким образом, по мнению депутатов, вероятность злоупотреблений в сфере государственных закупок и принятия группкой чиновников неправомерных решений была бы минимизирована.
Однако 13 января Президент ветировал эти поправки, посчитав их противоречащими целому ряду действующих законов. Примечательно, что в тот же день Кабмин постановлением «О мерах по усовершенствованию системы государственных закупок» создал Департамент государственных закупок в составе Минэкономики как правительственный орган государственного управления и поручил министерству совместно с СБУ создать государственную специализированную информационную систему в интернете для размещения распорядителями бюджетных средств информации о проведении госзакупок. Как пояснила директор Департамента координации государственных закупок Минэкономики Светлана Нежнова, на подачу информации о тендерах госучреждения тратят миллионы бюджетных средств, а сама процедура информирования существенно затягивает процесс госзакупок. Таким образом, в этом году систему госзакупок по-прежнему будет контролировать сам Кабмин, что, разумеется, нашло позитивный отклик в чиновничьей среде.
Богдан Бортаков
Инф. „Деловая столица”
agrinews.com.ua