С конца 80-х годов прошлого века за прошедшие полтора десятилетия в Германию переехало несколько миллионов выходцев из бывшего СССР. На новой родине многим переселенцам пришлось столкнуться с массивными интеграционными проблемами, безработицей, жизнью на социальное пособие, непониманием со стороны местного большинства. Жизнь на хваленом Западе оказалась сложнее, чем многие себе представляли, ая еще в стране исхода.
За прошедшие после распада Советского Союза годы в постсоветских государствах произошла колоссальная перестройка экономики, политических, общественных и религиозных отношений. Открытие экономики этих стран привело к росту уровня жизни населения и насыщению потребительского рынка.
В последние годы в русскоязычной общине ФРГ стала заметна тенденция к возвращению в страну происхождения. Ее нельзя назвать могучим потоком, но все же речь идет о постоянном феномене. В обозримом будущем можно прогнозировать увеличение реэмации. Возвращаются в страну происхождения по разным причинам: не смогли вжиться в местные отношения, не свыклись с жизнью в съемной квартире в большом городе, не нашли работу; тоска по родине, развод, бизнес, работа. Обретенные за последние годы свободы позволяют такое перемещение и жизнь на две страны и лицам с невысоким доходом, что можно только приветствовать. Фонды помощи реэмантам реализуют программы социального возвращения и технической помощи развивающимся и трансформационным странам.
Социальная реэмация
Малоимущим персонам трудно самостоятельно организовать недешевую процедуру выезда за рубеж. Потенциальные реэманты могут обратиться в различные немецкие и европейские фонды, представляющие целевую финансовую помощь на организацию процесса возвращения. Условием для предоставления такой помощи является иностранное гражданство заявителя. Лица с двойным гражданством также имеют право на участие в программе, обладатели единственно немецкого гражданства в программу не принимаются, поскольку в таком случае речь не идет о возвращении на родину.
Под «социальным» возвращением имеется в виду одноразовая материальная помощь ающим в ФРГ малоимущим иностранцам, желающим вернуться в страну происхождения или третью страну. Эта программа базируется на гуманитарных принципах, принять участие в ней могут беженцы, отклоненные соискатели убежища, которые намерены на длительный срок вернуться в страну исхода или любую другую, готовую принять их третью страну, жертвы торговли людьми и ства, жертвы насилия, прочие иностранцы.
Соискатели убежища могут принять участие в программе в любой фазе процесса, вплоть до начала процедуры высылки из ФРГ. Фонды оказывают помощь и «обычным» иностранцам, не подававшим в ФРГ заявление о предоставлении убежища. Предпосылкой оказания помощи является отсутствие собственных средств для организации возвращения и иных источников помощи. Помощь по возвращению оказывается гражданам Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Российской Федерации, Украины в следующем размере:
– оплата билета на поезд, самолет или автобус по номиналу;
– бензин до ?205 на один автомобиль;
– доные расходы ?100 на ого, ?50 на ребенка до 12 лет;
– стартовая помощь на родине ?250 на ого, ?125 на ребенка до 12 лет, всего не более ?750 на семью. Для граждан Армении и Азербайджана стартовая помощь составляет ?200 на ого и ?100 на ребенка до 12 лет, не более ?600 на семью.
Граждане прочих стран СНГ тоже могут подать заявление об участии в программе, граждане стран Балтии исключены из числа участников. Средства предоставляются в зависимости от финансового положения фонда и числа заявителей. Заявители не могут претендовать на материальную помощь. Может оказаться так, что, несмотря на выполнение всех необходимых предпосылок, у фонда не окажется средств для оказания финансовой поддержки. Фонды также организуют выезд на родину самостоятельно платящих лиц. Благодаря своей некоммерческой направленности и большому опыту в организации возвращения, мационный фонд может предложить иностранцам выгодные цены на билеты и прочие услуги по возвращению. По крайней мере, так написано в памятке-инструкции фонда.
Трудовая мация
Правительство ФРГ активно поддерживает трудовую мацию в развивающиеся и трансформационные страны руководящих и квалифицированных национальных кадров (Fach- und F?hrungskrafte), получивших в Германии профессиональную квалификацию. Лица с двойным, например, российским/немецким гражданством тоже считаются национальными кадрами. Программа стимулирования трудовой мации не является социальной, она служит интересам ФРГ и призвана оказать структурную и техническую помощь постсоветским странам в развитии экономики, поощрении экологически чистых и ресурсосберегающих технологий. Помощь не гарантирована даже при выполнении всех предпосылок, и зависит от наличия средств, которые выделяются ему за счет госбюджета.
К числу руководящих и квалифицированных кадров, которые могут трансферировать в страны происхождения приобретенное в Германии ноу-хау, относятся иностранные выпускники немецких высших учебных заведений, квалифицированные рабочие, мастера. Ими также считаются лица, работавшие в Германии на квалифицированной работе, окончившие в ФРГ курсы переподготовки или повышения квалификации. По замыслу авторов программы, эти специалисты должны занять заметное место в экономических структурах своей родной страны и создавать там позитивный образ Германии, ее системы подготовки технических кадров и образования. Решение, кого можно считать «заметным» специалистом и мультипликатором немецкой технологии, принимает компетентная организация по личному заявлению претендента на помощь.
Пример: Константин Бауэр закончил в Новосибирске лесотехническую академию, после чего 10 лет работал начальником лесоучастка. В 1997 году он переселился в ФРГ по статусу позднего переселенца, сохранив при этом и свое российское гражданство. В Германии К. Бауэр окончил курсы столяров-краснодеревщиков и специалистов по внутренней отделке помещений, периодически работал на разных работах, иногда по специальности иногда нет, несколько лет был без работы, в общем, так и не смог найти себя на новой родине. В 2005 году он принимает предложение своего старого институтского товарища возглавить лесопилку в Новосибирской области и вместе с семьей на продолжительное время возвращается в Россию. К. Бауэр выполняет необходимые критерии для участия в программе и может претендовать на материальную помощь для организации возвращения.
Эта помощь для технически значимых специалистов охватывает несколько направлений. Общий объем дотаций может составить более ?20 тыс.
- Помощь для приобретения средств труда и оборудования рабочего места на сумму до ?10тыс.
- Доные расходы ?300–500 на каждого ого а семьи и ?200–300 на каждого ребенка младше 12 лет.
- Расходы на транспортировку багажа семьи до ?2.750.
- Дотации к зарплате, взносы в пенсионную и больничную кассы, а так же выплату первоначальной зарплаты в фазе первичной рабочей адаптации на период от 6 до 24 месяцев в размере до ?500 в месяц.
- Участие в профессиональных семинарах на территории ФРГ, бесплатное получение профессиональной литературы из ФРГ на сумму до ?100 в год.
В перечне названы максимальные размеры помощи. В каждом конкретном случае реальный размер дотации может сильно колебаться. Она зависит от классификации целевой страны реэмации в качестве страны-партнера, основной страны или трансформационной страны и прочих факторов.
Важно знать, что сначала можно выехать в целевую страну реэмации, после чего на месте в течение года искать рабочее место, которое затем будет дотировано фондом. До выезда нужно подать ходатайство об участии в программе.
Разумеется, помощь не ограничивается только денежной дотацией, она охватывает консультации, налаживание контактов с различными государственными, частными и общественными учреждениями, мониторингом и контролем использования выделенных средств. В этом материале не было возможности полно отразить все критерии, необходимые для участия в программе.
Томас ПУЭ, немецкий адвокат.
Инф. Zagran
agrinews.com.ua