Ко всем автозаправочным станциям Узбекистана выстроились огромные очереди за бензином. Несколько дней назад он совсем исчез из продажи, а когда автозаправки заработали, выяснилось, что топливо подоало сразу в 6 раз.
Бензиновый кризис в Узбекистане обычно начинается ближе к началу хлопкоуборочной кампании. В этот период происходит перерасход ГСМ, что и становится основным катализатором топливного дефицита. Этот год исключением не стал. В октябре начались повсеместные перебои с обеспечением АЗС. Тем не менее, нынешний бензиновый сбой сильно отличается от предыдущих.
Во-первых, в последние дни горючего на многих АЗС не было вовсе, а когда оно наконец-то появилось, то поднялось в цене более чем в 6 раз: цена на бензин с высоким октановым числом выросла с 80 (2 рубля) до 500 сумов (12,5 рубля) за литр. Другие виды топлива подоали до 425 сумов. Но даже после столь сильного подоания бензин можно найти не на всех АЗС, а туда, где он есть, выстраиваются многочасовые очереди, на каждой заправке стоят в ряд по 20-30 автомашин.
Власти ничего не говорят о причинах топливного кризиса. Молчат и все местные СМИ - чтобы не испортить отношений с властями. Отсутствие же информации подает в народе множество слухов. Одни говорят, что оптовые покупатели горючего отправляют его в соседние республики, где бензин стоит гораздо дое. Другие - что главный нефтеперерабатывающий завод страны, находящийся в Фергане, больше недели стоит из-за отсутствия сырья. Собственной сырой нефти для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в стране явно недостаточно, а ее импорт из других стран блокируется узбекскими властями по политическим мотивам. Есть и такое мнение: АЗС якобы сами искусственно создают дефицит ГСМ, чтобы взвинчивать цены.
Но скорее всего, правы те, кто видит причину кризиса в опустошении национальных нефтяных кладовых. До распада СССР в Узбекистане добывалось до 3 млн. тонн нефти в год. К концу 90-х Ташкенту удалось увеличить добычу до 8 млн. тонн, что хотя и с большим трудом, но все-таки покрывало потребности Узбекистана в нефтепродуктах. Однако с каждым годом уровень добычи снижался, и топливный голод стал в республике делом почти привычным.
По данным департамента государственной статистики Узбекистана (ДГСУ), в 2004 году производство нефти и газового конденсата в стране снизилось на 7,8% - до 6,58 млн. тонн. А в январе-августе текущего года этот показатель составил 3,782 млн. тонн.
Деловая неделя