• Головна / Main Page
  • Стрічка новин / Newsline
  • АРХІВ / ARCHIVE
  • RSS feed
  • Права ФГИУ вновь не признаны
    Опубликовано: 2005-10-14 14:25:00
    В минувший четверг Президент Украины Виктор Ющенко наложил вето на Закон о Фонде государственного имущества Украины (ФГИУ), трактовавший норму о подчиненности приватизационного ведомства не в пользу Кабинета Министров Украины. Тем самым он в точности повторил шаг своего предшественника Леонида Кучмы, который четырьмя годами ранее отклонил данную редакцию законопроекта, признанную экспертами «вполне адекватной», и тем самым лишил деятельность Фонда необходимой правовой основы.
    Законопроект о Фонде госимущества, подчиняющий данное ведомство Кабмину только в вопросах управления объектами государственной собственности, был принят парламентом в разгар ей по поводу отставки правительства Юлии Тимошенко 8 сентября. Скорее всего, парламентарии, всегда ясно отдававшие себе отчет в том, что полное подчинение Фонда Кабмину повлечет за собой безусловную зависимость всех процессов, связанных с отношениями собственности, от одной политической фигуры — премьер-министра, надеялись на полное осознание невозможности подобного положения дел и со стороны нынешнего Президента. Однако, по всей видимости, Виктор Ющенко пока далек от этого, поскольку в данном вопросе продемонстрировал безусловную преемственность политики предыдущего Президента Леонида Кучмы.
    Как известно, тяжба между тремя ветвями власти за содержание статьи о подчиненности Фонда длится с 1997 года. В начале лета 2001 года полемика о том, кому должен подчиняться орган исполнительной власти, ведающий судьбами всего государственного имущества, достигла своей максимальной остроты. Отношения Кабмина и Фодна тогда были наиболее неустойчивыми. Правительство (кстати, Виктора Ющенко) стремилось все больше контролировать ход приватизации, а Фонд, пытаясь не допустить роста его влияния в этой сфере, пока еще сохранял относительную независимость. Тем не менее, уже тогда руководство Фонда, часто сетуя на все усиливающееся перераспределение ответственности с одной стороны и полномочий и прав с другой, достаточно настойчиво стремилось законодательно закрепить относительно автономный статус своего ведомства. И хотя всем было понятно, что только соответствующий закон может создать правовые условия для обеспечения независимости приватизационного процесса от влияния заинтересованных должностных лиц, решиться подчинить Фонд тому или иному центральному органу власти никак не удавалось. Тем более, что и вариантов-то — раз, два и обчелся: «начальником» ФГИУ может быть либо парламент, либо Кабмин, либо непосредственно Президент.
    Что касается первого варианта, то на этот счет было получено разъяснение Конституционного Суда Украины (КСУ), который определил статус Фонда как «центрального органа исполнительной власти со специальным статусом, осуществляющего определенные Конституцией Украины полномочия собственника государственного имущества». Исходя из этого КСУ сделал вывод о том, что, поскольку ФГИУ входит в систему исполнительной власти, он подчиняется непосредственно Президенту Украины. При этом он добавил, что под «непосредственным подчинением» следует понимать такое отношение, суть которого определена Конституцией и не требует дальнейшей законодательной конкретизации. Кроме того, КСУ добавил, что ФГИУ не может быть подчинен Верховной Раде.
    Таким образом, осталось всего два способа решения вопроса о подчиненности Фонда, в соответствии с которыми в парламенте периодически всплывают два законопроекта, противоположным образом трактующие соответствующую норму. Один — правительственный, где черным по белому написано, что ФГИУ должен подчиняться Кабмину. И второй — парламентский, где норма о подчиненности Фонда в соответствии с разъяснением КСУ изъята как излишняя, а остальные ее аспекты сформулированы так: ФГИУ «подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины» и «подчинен Кабинету Министров Украины в вопросах управления объектами права государственной собственности».
    К осени 2001 года, когда на смену правительству Виктора Ющенко пришел Кабмин Анатолия Кинаха, и в отношениях высшего органа исполнительной власти и Фонда наступила оттепель, а в правовой основе по вопросу о подчиненности Фонда — полная ясность, Верховная Рада приняла «парламентскую» версию законопроекта. Однако, в силу совершенно ситуативных причин, действовавших в сфере большой политики, а по большому счету представлявших собой бую подковерную возню, как уже упоминалось, он был ветирован Президентом.
    По словам тогдашнего председателя ФГИУ Александра Бондаря, решение вопроса о подчиненности Фонда «полностью зависит от взаимоотношений лиц, которые на него влияют или хотят влиять». Де-факто, подчеркивает эксперт, «Фонд на сегодня безоговорочно подчинен Кабмину, все поручения по вопросам и приватизации, и реприватизации, и управления идут напрямую с подписью премьера». В случае же если бы Президент подписал законопроект в той редакции, в которой он был принят месяц назад, продолжает г-н Бондарь, «председатель Фонда теоретически мог бы отказаться выполнять распоряжение Кабмина, если оно не касается управления корпоративными правами, поскольку наличие Закона давало бы ему возможность все вопросы, касающиеся приватизации, решать самостоятельно».
    Итак, все осталось по-прежнему — пока деятельность ФГИУ формально регулируется только Конституцией Украины, постановлением Верховной Рады «О временном положении Фонда государственного имущества Украины», принятым в июне 1992 года, и указом Президента «О системе центральных органов исполнительной власти» от декабря 1999. Реально же она, начиная с правительства Виктора Ющенко (2000—2001 гг.), полностью подчинена Кабмину. Хотя правовых оснований для этого нет никаких. При этом Верховная Рада периодически, в зависимости от расстановки политических сил и их группировки вокруг премьера, принимает, а потом отклоняет правительственный вариант законопроекта о ФГИУ (полностью подчиняющие его Кабмину). А также — время от времени решается принимать свой, парламентский вариант, который Президент Украины уже традиционно ветирует. И, как констатируют эксперты, правовая определенность в этом вопросе наступить, похоже, лишь после завершения приватизации. То есть тогда, когда это будет уже никому не нужно.
    Елена Герасимова,
    корреспондент
    ELCOMART.NEWS
    (e-news)

    agrinews.com.ua

    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с AgriNEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Новости агробизнеса AgriNEWS.COM.UA" обязательна.

    E-mail:
    info@agrinews.com.ua
    При использовании информации в электронном виде активная ссылка на agrinews.com.ua обязательна.