Объем рынка коммерческого потребления овощной продукции, по оценкам экспертов плодоовощной отрасли, составляет не менее 60 млрд грн в оптовых ценах, при этом удельный вес теневого сектора составляет более 40 млрд грн. Доля розничных сетей, которые при продаже платят НДС на овощном розничном рынке Украины, не превышает 15%.
Такие цифры приводятся в Концепции Государственной целевой программы развития овощеводства на период до 2025 года.
В документе говорится, что Украина входит в двадцатку мировых лидеров по валовому производству овощной и бахчевой продукции и занимает третье место в Европе по показателям общего производства овощной и бахчевой продукции, уступая лишь Италии и Испании.
По данным Госстата, площади выращивания овощей в сельскохозяйственных предприятиях в 2015-2019 годах в среднем составляют 34,9 тыс. га, а производство в незначительных количествах увеличивается. Если в 2015 году валовое производство овощей составило 1,18 млн тонн, то в 2016-2019 годах в среднем по 1,35 млн тонн. В хозяйствах населения также площади их выращивания увеличивались. Так, в 2015 году они составляли 406 тыс. га, в 2016-2019 годах в среднем уже почти 414 тыс. га и в результате увеличивалось их валовое производство с 7,44 млн тонн в 2015 году до 8,1 млн тонн в 2016-2019 годах.
За последние 5 лет сельскохозяйственными предприятиями в среднем производится до 14% овощей общего производства (1,31 млн тонн), а 86% в хозяйствах населения (до 8,1 млн тонн). При этом ⅔ рынка находится в тени.
В государстве до сих пор действует система стихийной продажи овощей. Цепь поставок «производитель – оптовый продавец – розничный продавец – потребитель» перегружена большим количеством субъектов хозяйствования.
По данным аналитиков Украинский плодоовощной ассоциации, это приводит к хаосу, ценовым колебаниям, которые иногда превышают 1000% в год и уже даже существенно влияют на общий индекс инфляции.
https://ukragroconsult.com/
agrinews.com.ua