С распространением пандемии COVID-19 в определенной степени пострадали глобальные поставки и распределение продуктов питания. Для Китая, благодаря высокому уровню самообеспеченности основными продуктами питания и запасам зерна, в краткосрочной перспективе проблем не будет слишком много. Тем не менее, китайская соя давно зависит от импорта. Развитие пандемии в основных районах, производящих сою во всем мире, торговая политика, политические факторы и отмена политики будут серьезно влиять на международный оборот сои и международный рынок сои, что, в свою очередь, повлияет на поставки сои в Китай.
Южная Америка является основным производителем сои, на ее долю приходится 56 процентов мирового производства, из которых производство сои в Бразилии составляет 36 процентов, Аргентина - 15,7 процента, Парагвай - 3 процента, Боливия - 0,8 процента, а Уругвай - 0,6 процента. Бразильский экспорт сои составляет 50 процентов от общего объема торговли, аргентинский экспорт соевого шрота составляет 45 процентов от общего объема экспорта, а экспорт соевого масла - 50 процентов от общего объема экспорта. Новая пандемия COVID-19 оказала большое влияние на цены на соевые бобы. Поскольку на импорт сои в Китай приходится 60 процентов мировой торговли соей, снижение спроса в Китае в первом квартале повлияло на цены на сою. С середины марта восстановление внутренней экономической активности Китая заставило рынок вернуться к обычным ценам.
Что делают крупные южноамериканские страны для содержания COVID-19? Как эта политика повлияет на предложение сои?
Правительство Аргентины Альберто Фернандес сказал, что позиция аргентинского правительства очень ясна: «Между экономикой и жизнью я выбираю жизнь», согласно сообщениям СМИ. После распространения коронавируса правительство объявило чрезвычайное положение в области здравоохранения, закрыло школы, отменило полеты, закрыло территориальные границы и отменило общественную деятельность.
Президент Бразилии Хейр Болсонаро и президент США Дональд Трамп продемонстрировали поразительное соглашение. Bolsonaro неоднократно преуменьшал потенциальные риски пандемии. Он остановил политику контроля за сегрегацией, предложенную некоторыми внутренними губернаторами, и начал кампанию «Бразилия не может остановить».
Как и в Аргентине, производство сои в Бразилии также высоко механизировано. Пандемия мало повлияла на внутреннее производство, и основные проблемы связаны с транспортом и логистикой. В настоящее время 47 процентов бразильских зерновых (кукуруза и соевые бобы) достигают порта по железной дороге, 42 процента - автомобильным транспортом и 11 процентов - водным транспортом. На ранних стадиях пандемии Бразилия имела относительно более слабый контроль над грузоперевозками по сравнению с Аргентиной, но она не исключила усиления контроля над изоляцией в будущем, что еще больше усугубило трудности с транспортировкой сои. Отсутствие связи между правительственными уровнями или эскалация кризиса коронавируса могут повлиять на логистику.
В двух основных странах-производителях сои, Аргентине и Бразилии, были приняты совершенно разные меры в ответ на пандемию. В Аргентине правительство надеется контролировать распространение вируса с помощью жестких мер по изоляции. Различные политические фракции работают вместе для реализации ключевых направлений политики и потребностей правительства и хотят содействовать экспорту. Бразилия сталкивается с более сложной ситуацией. Никто точно не знает, что произойдет, поскольку нет политического консенсуса между лидерами и правительствами на всех уровнях. Но несомненно то, что в отношении рынка сои и экспорта, а также для мировой экономики существуют значительные неопределенности в будущем.
Лу Цзе - профессор Китайского университета Жэньминь. Мария Аро Слай - аргентинский ученый в китайском университете Жэньминь.
Зерно Он-Лайн
agrinews.com.ua