Верховная Рада проголосовала за снятие моратория на продажу земли — хорошая новость. Какая — плохая?
Об этом рассказал генеральный директор Индустриальной молочной компании, президент ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Алекс Лисситса в материале НВ «Закон о рынке земли или генератор случайных чисел».
По мнению эксперта, Законопроект № 2178−10 принят исключительно для того, чтобы получить следующий транш от МВФ. Он не несет никакого экономического содержания ни для государства, ни для общества, ни для владельцев земельных паев, ни для производителей.
Поскольку рынка как такового не будет, то соответственно не будет и цены на землю. А это значит, что по большому счету, во время финансового кризиса, владельцы земельных паев, не имея других доходов и возможностей для финансирования жизненных потребностей, вынуждены будут продавать по дешевке. И это факт.
По большому счету, если трезво посмотреть на сегодняшний вариант земельного рынка, то можно констатировать следующее.
Плюсы земельной реформы:
Закон все-таки приняли и таким образом переступили ту грань, которую не могли преступить почти 30 лет.
Политики объединились, чтобы спасти Украину от дефолта и таким образом получить необходимые средства от МВФ.
Наконец политики показали, что можно и нужно проводить тяжелые реформы даже в сложные времена.
Начнется постепенная «легализация» нелегальных средств в большинстве случаев путем покупки земли.
Минусы земельной реформы:
Реформа абсолютно ничего не даст экономике и абсолютно ничего не даст предприятиям, кроме головной боли. Головная боль будет выражаться в том, что появится когорта мелких помещиков, в большинстве своём выходцы из местного чиновничества, которые имеют нелегальные сбережения и которые будут вкладывать их в землю.
Реформа прописана таким образом, что де-юре она вступает в силу в середине 2021, но де-факто она может вступить в силу только с января 2024. Почему может именно с этой даты? Потому что до 2024, по сути, как таковых транзакций на рынке земли не будет, да и соответственно бизнес не уверен, не перенесут ли вступление в силу этой реформы еще раз. Это случалось в Украине очень много раз под видом «не готовы», «не вовремя» и т. п. Вступление в силу для юридических лиц могут перенести с 1 января 2024 на 1 января 2030. Поэтому это очевидный минус.
Инвестиции в таких условиях в Украину точно не зайдут.
Вопрос возрождения системы орошения в Украине переносится как минимум до 2025 года.
Под мифическим референдумом должны проходить изменения в отношении иностранных граждан и компаний с иностранным капиталом. Неизвестно, когда и каким он будет и каким будет его результат.
Если посмотреть на этот законопроект, то становится очевидным, что в Украине в течение 30 лет в ходе проведения земельных реформ, начиная от разделения на паи земель государственной собственности, которые были в колхозах и совхозах, заканчивая сейчас принятием законопроекта № 2178−10 об обороте земель сельскохозяйственного назначения, так и не сформировалась системная стратегия развития агропромышленного комплекса, так и не поставлены четкие долгосрочные и среднесрочные агрополитические цели, так и нет понимания, куда украинский агросектор должен двигаться в будущем.
Исключение земель государственной и коммунальной собственности из оборота приведет к полному их дерибану за следующие 5 лет и не даст дополнительных поступлений.
Подытоживая вышесказанное, остается больше вопросов чем ответов. Главный же вывод можно сделать следующий: украинская власть даже во времена кризиса не готова на системные научно обоснованные реформы, не прислушивается к мнению специалистов, вместо этого опять принимает решение в кулуарах не прокоммуницировав и не послушав самих агропроизводителей – пишет Алекс Лисситса.
http://agropravda.com/
agrinews.com.ua