Большие аграрные предприятия имеют значительный потенциал для успешной конкуренции на внешних рынках. Утверждает аналитик аграрного рынка Алексей Кущ.
По его словам, сейчас идут оживленные споры о том, какой формат аграрного бизнеса может принести максимальный результат. Инвестиции в малые и средние фермерские хозяйства — это развитие мультикультурного аграрного производства.
«В то же время, инвестиции в крупный аграрный бизнес — это новые технологии, рост валовых показателей экспорта и динамики ВВП. Кроме того, это и локомотив для МСБ, ведь во всем мире существует конвергенция между инвестиционным потенциалом аграрных холдингов и операционными возможностями фермерских хозяйств, простыми словами — инвестировать нужно в тех, кто дает результат. В этом контексте очень опасно вместе с водой выплеснуть и ребенка или в рассуждениях о будущей структуре аграрного рынка — нивелировать уже сформированные рыночные преимущества. Модельной экономикой, в этом смысле, для нас могла бы стать Аргентина: по данным украинских аналитиков аграрного рынка, обработка 1000 га площадей в этой стране осуществляется 5 работниками аграрных холдингов или одним фермером, в то время как у нас, данный показатель составляет 15 человек для холдингов и до 10 человек у фермеров. Развитие конвергенции между крупными аграрными холдингами и фермерскими хозяйствами может привести к системному развитию аграрного аутсорсинга, например, в сфере совместного использования сельскохозяйственной техники», — уверен Алексей Кущ.
По его словам, деиндустриализация нашей экономики — проблема, которая возникла как вследствие неэффективной промышленной политики, так и в результате войны в Донбассе.
«В течение ближайших 10−15 лет, развитие сектора услуг может позволить создать в Украине замкнутую модель экономического роста, но на этот период нам нужны компенсаторы потери валового продукта вследствие вывода из структуры экономики части промышленных мощностей юго-востока. Развитие высокопроизводительного аграрного рынка может стать таким компенсатором. Подобный сценарий развития проходили практически все европейские страны — речь не идет о создании в Европе новой аграрной сверхдержавы. Основной посыл здесь — до тех пор, пока у нас не появился развитый третичный сектор экономики и не завершится модернизация производственного потенциала, страна нуждается в быстрых решениях и результаты, которые можно конвертировать в экономический рост уже завтра. В ближайшие несколько лет таким источником быстрых решений может стать аграрный сектор, и подтверждается динамикой развития отрасли сельского хозяйства за последние годы: пока другие отрасли стагнируют, аграрный сектор продолжает свое поступательное развитие. Благодаря продукции этой отрасли генерируется более трети внешней торговли страны. В то время как сумма дотаций в АПК в 2018 году составила 6,3 млрд грн, или 0,2% ВВП Украины. Понятно, что для эффективной поддержки АПК в этом катастрофически мало. Кроме того, необходимо усовершенствовать и методику распределения этих ресурсов по методу „открытого окна“», — говорит Кущ.
Он напомнил, что сегодня АПК — фактически донор бюджета Украины. Сектор дает гораздо больше, чем берет.
«Дотации аграриям необходимо увеличивать, в том числе и за счет финансирования крупных предприятий, способных выполнить обязательства в виде создания новых рабочих мест и наращивание объема производства готовой продукции, с постоянным повышением уровня добавленной стоимости. Объективно крупные аграрные предприятия имеют значительный потенциал для успешной конкуренции на внешних рынках и обеспечивают рост экспортной выручки. Формат госпомощи стоит диверсифицировать если крупные предприятия нуждаются в помощи государства для развития новых технологий, то фермерские хозяйства — в компенсации процентной ставки и доступных кредитных ресурсах», — говорит Алексей Кущ.
Эксперт утверждает, что на аграрном бизнесе лежит и решение других важных задач: обеспечение продовольственной безопасности и сокращение удельного веса сырьевого экспорта за счет роста уровня переработки сырья в готовую продукцию.
«Простыми словами — экспортировать не зерно, а комбикорма и другие продукты из него. И это лишь один штрих будущей трансформации аграрной отрасли и повышение ее производительности. К сожалению, с первых дней независимости Украины избрала самый простой путь получения доходов — вместо развития технологического производства, мы экспортировали в основном сырье. Поэтому сегодня, как и все сырьевые страны, мы находимся в зоне риска — мы не влияем на собственное развитие, ведь зависим от колебания цен на основные виды экспортируемого сырья. Добавленная стоимость — это лучший индикатор качественного состояния национальной экономики. Чем выше добавленная стоимость готовой продукции базовых отраслей экономики, тем выше темпы экономического роста», — утверждает Алексей Кущ.
По его словам, единственный путь для Украины избавиться от роли «сырьевой страны» — это наращивать добавленную стоимость в аграрном комплексе путем развития производственных мощностей переработки продукции национальными производителями.
«Высокотехнологичное, безотходное производство должно стать целью развития украинского АПК. Расчеты утраченной добавленной стоимости впечатляют: украинская земля ежегодно дает урожай в пределах 50−60 млн тонн зерна при внутренних потребностях на уровне 20 млн. т. По ценам сырьевых рынков — это всего лишь $6 млрд, или 6% ВВП. Увеличив уровень добавленной стоимости за счет более глубокой переработки в 5 раз, мы можем получить уже $30 млрд или + 30% ВВП, то есть вместо нынешних 3 трлн грн валового продукта выйти на уровень 4 трлн грн в год и создать при этом несколько десятков тысяч дополнительных рабочих мест с высоким уровнем заработных плат и социальных гарантий», — отмечает эксперт.
Алексей Кущ утверждает, что этих показателей можно достичь, как говорится, на расстоянии вытянутой руки. Достичь, в том числе и за счет прозрачного и эффективного механизма распределения государственных дотаций в АПК, ведь по этому пути идут практически все европейские страны и не только.
«Условно говоря, мы должны решить, где украинцы будут собирать и перерабатывать урожай: в Польше или у себя на родине. В таком случае, сохранение рабочих мест в десятки раз окупит все государственные расходы на развитие сектора АПК. По разным оценкам, повышение уровня добавленной стоимости в аграрном секторе в пять раз приведет к созданию в 1 млн новых рабочих мест. В этом случае эффект мультипликации приведет к тому, что на одну гривну средств, вложенных в АПК, государство сможет получить до 20 грн дополнительного ВВП. То есть, инвестиции в размере 1,5% ВВП могут сгенерировать до 30% дополнительного валового продукта, но с одним базовым условием: наличием прозрачного механизма распределения выделенных ресурсов и системы контроля за их целевым использованием», — добавляет, Алексей Кущ.
agropravda.com
agrinews.com.ua