Как сообщила Государственная служба статистики Украины, во втором квартале 2017 года ВВП Украины вырос на 0,6% по отношению к первому кварталу 2017 года (с учетом сезонного фактора) и на 2,4% по отношению ко второму кварталу 2016 года. Эти данные говорят о том, что экономика Украины продолжила свой рост вопреки прогнозам и ожиданиям.
Очевидно, что рост во втором квартале 2017 года замедлился, в основном из-за ситуации в промышленности, но замедлялся он не так быстро, как это прогнозировалось. Однако экономический рост в первом полугодии 2017 года состоялся во многом благодаря всплеску активности на сырьевых рынках. Перефразирую старую китайскую пословицу: «Если долго сидеть на берегу реки, то в конце-концов можно увидеть, как растет украинская экономика». Под зонтиком финансовой стабилизации правительство Украины таки дождалось, хотя и очень скромного, но роста.
Драйвер — сырьевые рынки
Сюрпризом для Украины стало поведение цен на рынках стального проката и железорудного сырья (ЖРС). Цены на ЖРС достигли своего пика на мировых рынках в феврале 2017 года на уровне $83,12 за тонну. Затем на рынке ЖРС начался провал, когда вплоть до 14.06.2017 г. цены на ЖРС падали, опустившись примерно до $53 за тонну. Этот сценарий был даже хуже того, что ожидал в апреле 2017 Мировой банк, который посчитал, что средняя цена на ЖРС в 2017 году будет примерно $65 за тонну. Однако внезапно, с середины июня, цена на ЖРС начала восстанавливаться, и уже 21 августа перевалила за $74 за тонну.
Очень похожее движение цен было и на рынках стального проката, где ценовую динамику не так хорошо видно из-за сложного ассортимента готовой продукции. И хотя доля металлургов в украинском экспорте последние 3 года уменьшалась, они все равно оставались заметными поставщиками валюты на рынок и, кроме того, были менее подвержены влиянию сезонного фактора, чем аграрии.
Аграриям также повезло, хоть в меньшей степени. Если, к примеру, цены на пшеницу во втором полугодии 2016 года колебались около $4 за бушель, то в июле 2017 года они достигли отметки в $5,6 за бушель. Рост почти на 40% обеспечил терпеливым аграриям возможности для сбыта прошлогоднего урожая, правда за минусом затрат на его хранение и транспортировку. Далее, уже в августе цены на пшеницу обвалились до $4,38 за бушель, вероятно из-за ожиданий на рынке нового урожая. Новый же урожай в европейском регионе бедным назвать нельзя: он будет меньше чем в 2016 году, но ненамного. Очень может быть, что ценовая динамика в 2017 году повторит историю 2016 года, когда производители не стремились расстаться с пшеницей моментально, а ждали удобного момента.
Аграриям, которые выращивают кукурузу, повезло больше. Если в сентябре 2016 года кукуруза шла по $3 за бушель, то в июле ее цена поднялась до $4 за бушель, а потом чуть опустилась до $3,65. Цены на кукурузу почему-то были менее подвержены колебаниям и имели более яркую тенденцию к росту.
Июльский скачок цен на зерновые и уверенный рост цен на стальной прокат и ЖРС в июле-августе привели к росту выручки, которую экспортеры должны продавать в Украине. Эффект от этого был усилен необходимостью завершения в августе налоговых и других обязательных платежей, что стимулировало компании к продаже валюты. В итоге у НБУ появился шанс пополнить свои золотовалютные резервы (ЗВР). Но, даже несмотря на то, что НБУ скупал валюту, гривна на межбанке немного укреплялась, а на наличном рынке ушла в праздничное плаванье.
Международные отношения
Спекуляций вокруг зависимости сотрудничества Украины и МВФ, а также зависимости от этого сотрудничества курса гривны к доллару США довольно много. Можно бесконечно долго гадать, когда Фонд выделит Украине очередной транш, поскольку в подвешенном состоянии находятся многие вопросы: пенсионная реформа, цена на газ для населения, реформа рынка земли и т.д.
Однако, по прозвучавшей в августе информации от первого вице-премьера по экономике С. Кубива, Украина вскоре может рассчитывать на новый источник валюты. Так, специальную программу для Украины от ЕС готовят в Литве. Эта программа предусматривает ежегодное финансирование реформ в Украине на сумму примерно 5 млрд. евро в год. Из контекста сообщения ясно, что программу готовят в литовском парламенте (сейме) и она будет обсуждаться в ЕС на межправительственном уровне и в международных организациях.
Тем не менее, пока нет никаких гарантий, что программа будет принята и поддержана политическим руководством ЕС на 2017-2020 гг. 5 млрд. евро для бюджета ЕС — это микро-сумма, и если литовцам удастся убедить политиков в Брюсселе, что данная помощь будет действенной, то это очень небольшая цена за «спокойствие» на Восточных границах ЕС. Скорее всего, до конца 2017 года евробюрократы не смогут принять подобную программу. По сути, на ее обсуждение будет всего три месяца, что очень мало для стартовой версии прототипа «плана Маршалла». Также важно, как эту литовскую инициативу воспримут в Берлине, Париже и Варшаве.
В принципе, ежегодные вливания по 5 млрд. евро на более мягких условиях, чем это делают в МВФ, отодвинут проблему валютного курса на задний план, что снизит риски инвестиций в Украину в глазах нерезидентов. А нерезиденты очень внимательно следят за тем, что происходит в Украине. Так, первым из знаковых спекулянтов оказался американский инвестиционный банк Goldman Sachs, который взялся прогнозировать курс гривны до 2020 года, что в условиях военного конфликта и смен тренда на сырьевых рынках очень неблагодарное занятие. Goldman Sachs ничего не говорил о «плане Маршалла», однако его выводы как раз наводят на размышления о том, что аналитики банка делали заявление, уже зная о закулисных переговорах.
Приватизация и конфискат
Напомню, что в конце весны этого года Украина получила в бюджет ценности семьи Януковича, которые изъяли из Ощадбанка. Можно спорить о том, насколько это большой плюс, и не будет ли он впоследствии отсужен, но часть этого конфиската пошла в ЗВР, а большая часть была направлена в бюджет, в т.ч. и на военные нужды. Прогнозировать, какие еще приятные сюрпризы Минфину и НБУ приготовила Генеральная прокуратура, сложно, так как ее действия иногда бывают неожиданными и стремительными. В Украине очень много говорят и пишут о расследованиях, связанных с бывшими правительственными чиновниками, но по-существу пока было проведено только одно крупное «изъятие».
Приватизационные планы в Украине всегда были «Наполеоновскими», однако реализовать на практике их очень трудно. Конечно шутка о том, что каждый украинский премьер-министр мечтает в третий раз успешно продать «Криворожсталь», так и остается шуткой, однако раскрывает идею, что для государства, у которого очень много собственности и есть проблемы с ликвидностью, приватизация — это очень хороший выход из положения.
И тут вспоминается история приватизации Одесского припортового завода (точнее попытки его приватизации) и другие провалы в работе ФГИУ. Понятно, что кроме плохой организации чиновников свою роль сыграла и война, поскольку инвесторы не хотят вкладывать средства в страну, где идут военные действия. Однако как они отнесутся к стране, где снят с повестки дня вопрос о валютном курсе, и которая получила от ЕС «план Маршала»? Технически мы видим сейчас, что оба эти вопроса (полноценная помощь от ЕС и успешная приватизация) увязываются в один позитивный сценарий для Украины, однако пока они находятся в разряде прожектов.
Читайте также: Белорусская экономика: кредит, еще кредит
Таким образом, риск негативного сценария во втором полугодии 2017 года остается, но он значительно снижен из-за ситуации на сырьевых рынках, которые развернулись к нашу сторону.
Очень многое будет зависеть от того, как поведут себя наши Западные партнеры. Думаю, что прототип «плана Маршалла» может стать серьезным фактором для притока капитала в Украину и для успешной приватизации. Не уверен, что при позитивном сценарии НБУ пойдет на существенное укрепление гривны, поскольку идея восстановления собственных ЗВР все еще актуальна. Поэтому во втором полугодии гривна будет колебаться в диапазоне 25-29 грн за доллар, как и ранее реагируя на: ситуацию на сырьевых рынках, действия наших международных партнеров, динамику притока капитала. Большой разброс в прогнозе определяется степенью «подвешенности» многих важных вопросов, в т.ч. в отношениях с международными партнерами Украины.
capital.ua