Перед лицом глобального перенасыщения зерном, губительного для прибыли и ставящего вопрос о дальнейших перспективах, крупные торговые компании утверждают, что их спасет только засуха или другой шок производства. Но низкая прибыль последнего времени может не просто означать очередной циклический спад, а указывать на фундаментальные изменения в отрасли.
ADM во вторник сообщил инвесторам, что ожидаемый доход на инвестированный капитал – ключевой показатель эффективности – снижен на целый процентный пункт до прогноза в 9% годовой нормы прибыли.
В среду Bunge сообщил о 82%-ном падении прибыли в первом квартале и снизил прогноз прибыли для своего подразделения, торгующего зерном и масличными культурами. Он также сократил свой бюджет на капитальные расходы на 2017 год на $50 млн, т.е. примерно на 7%.
Напуганные инвесторы уронили акции White Plains, нью-йоркского подразделения Bunge, на более чем 11%, это самое резкое падение за 15 месяцев. Днем ранее акции ADM показали самое большое падение за восемь лет, снизившись на 8,9% до $41,67 за акцию, с дальнейшими потерями в среду.
Сорен Шредер, исполнительный директор Bunge, сообщил агентству Reuters, что мрачные перспективы столь же непостоянны, как и погода. «Все, что нам действительно нужно для перемены ситуации, — это три недели жаркой и сухой погоды на Среднем Западе в июле и в августе, и вы снова увидите дефицит на рынке. Все может быстро измениться», — отметил Шредер в интервью.
Но инвесторы начинают опасаться, что хорошие времена уже не вернутся для зерновых гигантов, известных как ABCD. Это группа, которая помимо ADM и Bunge включает в себя частную компанию Cargill Inc и нидерландскую Louis Dreyfus Corp.
ABCD, поставляющие кукурузу, сою и другие культуры из регионов излишков в регионы дефицита, в последнее время с трудом получали прибыль от своих основных торговых бизнесов. При изобилии зерна во всем мире у крупных торговых компаний все меньше возможностей для извлечения прибыли.
Зерновые рынки, как известно, цикличны, но некоторые участники и наблюдатели отмечают, что некоторые из этих изменений являются более постоянными.
Фермеры инвестировали значительные средства в новые зернохранилища, чтобы стать менее зависимыми от элеваторов, управляемых торговыми компаниями, а интернет предоставляет фермерам информацию, которая помогает им ориентироваться на рынке.
Майк Боланд, профессор экономики сельского хозяйства в Университете Миннесоты, говорит, что фермеры все чаще обходят посредников, продавая напрямую заводам по производству этанола и другим конечным потребителям.
ADM, Bunge и др. разрываются между фермерами, которые не хотят продавать зерно по низким ценам, и конечными покупателями, например, продовольственными компаниями, охотящимся за выгодными сделками в условиях глобального переизбытка предложения, отмечает Гэри Блюменталь, исполнительный директор World Perspectives, сельскохозяйственной консалтинговой компании.
Подразделение сельскохозяйственных услуг ADM сообщило о своем третьем квартальном убытке в сфере международной торговли зерном за пять кварталов.
«Мы не можем не задаваться вопросом, не столкнулась ли отрасль сельскохозяйственных услуг со структурной проблемой, при которой баланс сил перейдет на сторону фермеров», — говорит аналитик BMO Capital Markets Кеннет Заслоу.
ukragroconsult.com